Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 143347-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в части поступления доходов и определения расходов на обязательное социальное страхование сформирован в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере обязательного социального страхования.
При подготовке проекта бюджета Фонда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов использованы следующие прогнозные показатели:
фонд заработной платы на 2013 год - 16 482,0 млрд. рублей, на 2014 год - 18 295,0 млрд. рублей, на 2015 год - 20 269,0 млрд. рублей;
номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника на 2013 год - 29 782 рубля, на 2014 год - 33 112 рублей, на 2015 год - 36 767 рублей;
индекс потребительских цен на 2013 год - 105,5 процента, на 2014 год - 105,0 процента, на 2015 год - 105,0 процента.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов
Бюджет Фонда на 2013 сформирован с дефицитом в сумме 16 246,1 млн. рублей, в том числе в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 22 842,2 млн. рублей. Для обеспечения сбалансированности бюджета Фонда в качестве источника финансирования дефицита бюджета планируется привлечение прогнозируемого остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 1 января 2013 года в сумме 22 842,2 млн. рублей.
На плановый период 2014 и 2015 годов бюджет Фонда сформирован с профицитом в 2014 году в сумме 7 981,6 млн. рублей и в 2015 году - 10 804,7 млн. рублей, который образуется только в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
млн. руб. | |||||
Показатели |
2012 г. (ФЗ от 30.11.2011 г. N 372-ФЗ) |
2012 г. (ожидаемое исполнение) |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Доходы |
579 558,4 |
589 701,0 |
590 272,3 |
662 565, 1 |
719 815,2 |
Расходы |
577 218,4 |
563 067,5 |
606 518,4 |
654 583,5 |
709 010,5 |
Профицит (+) / дефицит (-) |
+ 2 340,0 |
+ 26 633,5 |
- 16 246,1 |
+ 7 981,6 |
+ 10 804,7 |
в том числе: |
|
||||
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
0,0 |
- 22 185,9 |
- 22 842,2 |
0,0 |
0,0 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
+ 2 340,0 |
+ 4 447,6 |
+ 6 596,1 |
+ 7 981,6 |
+ 10 804,7 |
1. Доходы бюджета Фонда
Доходы бюджета Фонда на 2013 год запланированы в сумме 590 272,3 млн. рублей, в том числе:
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - 414 194,9 млн. рублей, из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 23 580,0 млн. рублей, и на покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в сумме 32 573,0 млн. рублей;
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, - 82 646,2 млн. рублей;
средства, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета на исполнение отдельных федеральных полномочий, - 74 401,3 млн. рублей;
средства, передаваемые бюджету Фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - 19 030,0 млн. рублей.
В проекте бюджета Фонда на 2013 год не установлен объем межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, которые на 2013 год будут определены после выявления числа граждан, которые не воспользовались правом отказа от набора социальных услуг, и включены в бюджетную роспись без внесения изменений в закон.
Доходы бюджета Фонда на 2014 год запланированы в сумме 662 565,1 млн. рублей, в том числе:
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - 478 227,8 млн. рублей, из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 5 600,0 млн. рублей, и на покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в сумме 57 310,4 млн. рублей;
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 90 632,8 млн. рублей;
средства, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета на исполнение отдельных федеральных полномочий, - 74 674,5 млн. рублей;
средства, передаваемые бюджету Фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - 19 030,0 млн. рублей.
Доходы бюджета Фонда на 2015 год запланированы в сумме 719 815,2 млн. рублей, в том числе:
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - 522 229,9 млн. рублей, из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1 500,0 млн. рублей, и на покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в сумме 58 110,4 млн. рублей;
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 100 287,3 млн. рублей;
средства, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета на исполнение отдельных федеральных полномочий, - 78 268,0 млн. рублей;
средства, передаваемые бюджету Фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - 19 030,0 млн. рублей.
Законопроектом планируется поступление страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (включая пени и штрафы) в 2013 году в сумме 357 842,5 млн. рублей, в 2014 году - 415 149,4 млн. рублей, в 2015 году - 462 486,7 млн. рублей.
При расчетах объема поступлений по указанному виду доходов учитывались следующие параметры:
база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год: 2013 год - 568 000 рублей, 2014 год - 632 000 рублей, 2015 год - 702 000 рублей;
доля застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы в размере 82,0 процента в 2013-2015 годах;
пониженные тарифы страховых взносов, установленные для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
Коэффициент полноты сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством принят на уровне 0,98 в 2013 году, 0,975 в 2014-2015 годах.
Общая сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (включая недоимку, пени и штрафы) планируется на 2013 год в объеме 81 781,1 млн. рублей, на 2014 год - 89 841,0 млн. рублей, на 2015 год - 99 534,7 млн. рублей.
В расчетах на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов принят средневзвешенный по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,51 процента к начисленной по всем основаниям оплате труда.
Коэффициент полноты сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят на уровне 0,97 на 2013 год и 0,96 на 2014-2015 гг.
Расходы бюджета Фонда
Расходы бюджета Фонда предусмотрены:
на 2013 год в сумме 606 518,4 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 437 037 млн. рублей (72,1 процента от общих расходов); по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 76 050,1 млн. рублей (12,5 процента от общих расходов);
на 2014 год в сумме 654 583,5 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 478 227,8 млн. рублей (73,1 процента от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 82 651,2 млн. рублей (12,6 процента от общих расходов);
на 2015 год в сумме 709 010,5 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 522 229,9 млн. рублей (73,7 процента от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 89 482,6 млн. рублей (12,6 процента от общих расходов).
Расходы на исполнение Фондом отдельных государственных полномочий за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрены на 2012, 2013 и 2014 годы в объемах поступлений из соответствующих бюджетов, указанных выше.
I. Расходы Фонда на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
1. Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
При определении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитывались положения и нормы, предусматривающие:
выплату пособия за счет средств Фонда, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности (первые три дня оплачиваются за счет средств работодателя);
исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
предельные размеры пособия, исходя из стажевых периодов:
Страховой стаж |
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц (рублей) |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
до 5 лет |
60 |
24 361,6 |
26 985,2 |
29 983,5 |
от 5 до 8 лет |
80 |
32 482,2 |
35 980,3 |
39 978,1 |
свыше 8 лет |
100 |
40 602,7 |
44 975,3 |
49 972,6 |
При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, учитывались следующие положения и нормы, предусматривающие:
переход с 2013 года на исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
предельные размеры пособия: в 2013 году - 40 602,7 рублей, 2014 году - 44 975,3 рублей, 2015 году - 49 972,6 рублей.
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
В соответствии с нормами указанного закона за счет средств бюджета Фонда осуществляются выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Размеры пособий, установленные в фиксированной величине, определены с учетом индексации с 1 января на индекс потребительских цен соответствующего года.
(рублей) | |||
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
13 087 |
13 741 |
14 428 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
492 |
517 |
543 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работающим гражданам |
|
||
минимальные размеры: | |||
по уходу за первым ребенком |
2 455 |
2 578 |
2 707 |
по уходу за вторым и последующими детьми |
4 908 |
5 153 |
5 411 |
При определении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, учитывались следующие положения и нормы, предусматривающие:
переход с 2013 года на исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
предельные размеры пособия (исходя из 40,0 процента размера среднего заработка):
Предельная сумма выплаты в год | ||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
16 241,1 рублей |
17 990,1 рублей |
19 989,0 рублей |
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле"
Расходы на выплату социального пособия на погребение либо возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих определены с учетом ежегодной индексации указанных пособий на прогнозируемый уровень инфляции. Размер пособия определен в сумме 4 764 рубля в 2013 году, 5 002 рубля в 2014 году и 5 252 рубля в 2015 году.
I. Расходы Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" бюджетом Фонда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов предусмотрены следующие расходы:
выплата пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных;
выплата единовременных страховых выплат;
выплата ежемесячных страховых выплат;
осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
доставка и пересылка страховых выплат.
При прогнозировании расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято число оплаченных дней на уровне 4,3 млн. дней по всем годам.
Законопроектом устанавливается:
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на 2013 год - в размере 76 699,8 рублей, на 2014 год - в размере 80 534,8 рублей, на 2015 год - в размере 84 561,5 рублей (с учетом прогнозируемого индекса потребительских цен соответствующего года).
максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, не может превышать в 2013 году - суммы 58 970 рублей, в 2014 году - 61 920 рублей, в 2015 году - 65 020,0 рублей (с учетом прогнозируемого индекса потребительских цен соответствующего года).
Расходы на финансирование Фондом медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников предусмотрены в 2013 году - в сумме 14 992,9 млн. рублей, в 2014 году - 16 751,1 млн. рублей, в 2015 году - 18 065,3 млн. рублей.
III. Расходы Фонда на обеспечение государственных полномочий, осуществляемых за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета
1. Расходы в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
В соответствии с нормами указанных законов предусмотрены необходимые ассигнования на осуществление следующих выплат:
пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм;
ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий.
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
В соответствии с нормами указанного закона предусмотрены ассигнования на осуществление выплаты пособия по временной нетрудоспособности гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм.
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
В соответствии с нормами указанного закона предусмотрены необходимые ассигнования (с учетом индексации с 1 января размеров пособий на индекс потребительских цен) на выплату следующих пособий гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
единовременного пособия при рождении ребенка;
единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке;
пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке.
4. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Ассигнования на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, предусмотрены на 2013-2015 годы в объеме 8 999,5 млн. рублей ежегодно с учетом исключения объемов средств для субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по данному направлению.
5. Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
В соответствии с нормами указанного закона предусмотрены необходимые ассигнования:
на выплату пособий по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов;
на выплату пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов.
6. Расходы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 262) на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами
Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предусмотрены в сумме 1 855,1 млн. рублей в 2013 году, в сумме 2 048,0 млн. рублей в 2014 году, в сумме 2 289,7 млн. рублей в 2015 году.
IV. Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда
На обеспечение текущей деятельности Фонда предусмотрены ассигнования в сумме 25 330,5 млн. рублей на 2013 год, 25 411,7 млн. рублей - на 2014 год, 26 582,6млн. рублей - на 2015 год, которые включают расходы на оплату труда и содержание работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда в количестве 31 820 штатных единиц на 2013-2015 годы.
В целом указанные расходы в общих расходах бюджета Фонда составляют 4,2 процента в 2013 году, 3,9 процента в 2014 году и 3,8 процента в 2015 году.
Замечания и предложения
1. Несмотря на изменение порядка выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, размер которых с 2011 года определяется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, средств страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, поступающих в бюджет Фонда на финансовое обеспечение страховых случаев по данному виду обязательного социального страхования по прежнему недостаточно. Дефицит бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, который в целях обеспечения его сбалансированности с 2009 года покрывается, в том числе за счет средств федерального бюджета, остается весьма высоким.
В связи с этим комитет напоминает, что проблема сбалансированности бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возникла после уменьшения с 2006 года ставки взноса на данный вид страхования с 3,2 до 2,9 процента.
2. Рассматриваемым законопроектом вновь не предусматривается механизм и сроки возврата бюджету Фонда средств в сумме 30 532,5 млн. рублей, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 ноября 2009 года N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" за счет средств страхового резерва Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, как источник внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда, были направлены на покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Упомянутое решение противоречило законодательству Российской Федерации. В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должны расходоваться исключительно на цели данного вида социального страхования. В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" покрытие дефицита в системе обязательного социального страхования должно обеспечиваться за счет средств федерального бюджета.
В связи с чем комитет обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость определить порядок возврата Фонду указанных средств страхового резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с установлением сроков возврата и источника финансирования.
3. Ассигнования на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрены на 2013-2015 годы на уровне текущего года, - в сумме 8 999,5 млн. рублей ежегодно, то есть даже без учета прогнозного уровня инфляции на 2013-2015 годы. По мнению комитета такой подход не согласуется с положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации на 2013-2015 годы в части обозначенных приоритетов в сфере социального развития.
С учётом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.