Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 22 ноября 2012 г. N 3.9-25/4
на проект федерального закона N 492529-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части снятия ограничений на покупку государственного и муниципального имущества) (внесен депутатом Государственной Думы В.М. Резником)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел принятый Государственной Думой в первом чтении 25 февраля 2011 года проект федерального закона N 492529-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и отмечает следующее.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" покупателями государственного и муниципального имущества не могут быть юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования превышает 25%.
Согласно законопроекту предлагается не распространять указанные ограничения на кредитные организации, в уставном капитале которых участвует Российская Федерация, при приобретении ими недвижимого имущества для осуществления основной деятельности. В пояснительной записке к законопроекту необходимость его принятия обоснована необходимостью открытия филиалов банков с государственным участием в уставном капитале, в частности, Сбербанка России, в небольших городах и сельских населенных пунктах, в которых из-за неразвитости рынка нежилой недвижимости банки могут приобрести помещения, необходимые для своей деятельности, только путем участия в приватизации государственного и муниципального имущества.
Комитет по вопросам собственности полагает, что упомянутое ограничительное положение статьи 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в значительной степени утратило актуальность и на практике достаточно легко "обходится" любыми юридическими лицами, доля государства в уставных капиталах которых превышает 25%, путем участия в приватизационных аукционах их дочерних акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с возможной последующей перепродажей приобретенного ими объекта недвижимости основной организации.
По мнению Комитета, принятие законопроекта повлечет за собой предоставление необоснованных преференций на участие в приватизации отдельным кредитным организациям, в капитале которых участвует Российская Федерация, по отношению к другим организациям с преобладающим участием государства в уставном капитале. В частности, вне сферы действия законопроекта оказываются банковские организации, в уставном капитале которых имеется доля Центрального Банка России, а также иные организации, оказывающие социально-значимые услуги, например, "Почта России" либо имеющие стратегическое значение для безопасности государства - вертикально интегрированные структуры в оборонно-промышленном комплексе, организации магистрального трубопроводного транспорта и т.д. Такой подход нарушает один из основных принципов приватизации государственного и муниципального имущества, установленный статьей 2 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", - о равенстве покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Таким образом, законопроект не носит комплексного характера и не решает проблему устранения в определенной степени устаревшего ограничительного условия на участие в приватизации.
В связи с тем, что гражданское законодательство Российской Федерации не содержит определение понятия "основная деятельность кредитной организации", то принятие законопроекта может привести к приобретению банком непрофильных активов, в частности, земельных участков, не с целью строительства филиалов, а для коммерческого строительства или дальнейшей перепродажи земли. Результатом подобных сделок, с учетом риска существенных колебаний цен на земельные участки, может стать ухудшение финансовой устойчивости кредитных организаций.
Следует также учесть позицию Правительства Российской Федерации, отраженную как в проекте Государственной программы по управлению федеральным имуществом, так и в поручениях Председателя Правительства Российской Федерации, согласно которой необходимо ввести жесткие ограничения на покупку непрофильных активов организациями с преобладающим участием государства в уставном капитале. К таким организациям безусловно относится и Сбербанк России.
С учетом вышеизложенных концептуальных замечаний Комитет по вопросам собственности считает невозможной доработку законопроекта ко второму чтению и рекомендует Государственной Думе отклонить принятый в первом чтении проект федерального закона N 492529-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.