Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 496165-4 "Технический регламент по безопасности устройств и систем, предназначенных для производства, хранения, транспортировки и использования водорода", внесенному депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.А. Язевым, и депутатом Государственной Думы четвертого созыва П.Б. Шелищем
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив названный проект федерального закона (далее - законопроект), Правовое управление сообщает следующее.
В связи с содержанием законопроекта прежде всего обращаем внимание, что законодательные акты должны отличаться достаточно высокой степенью обобщенности конкретных нормативных предписаний, не будучи при этом излишне детальными и подробными. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на законодательном уровне. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов. Подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью и значительно меньшей формальностью. Далеко не любая техническая норма производственно-технологического характера может становиться именно нормой закона.
Законодательный акт должен иметь унифицированную структуру, содержать стандартные законодательные формулы, способы их изложения и построения. Предлагаемый законопроект содержит такие нестандартные конструкции, как различные схемы, таблицы и т.д., которые не укладываются в общепринятую структуру статей закона: статья закона может делиться на части, части статьи - на пункты, пункты части статьи - на подпункты, которые в свою очередь могут делиться на абзацы. Основная идея правил законодательной техники - создание наилучших условий и максимальных удобств для пользования и правильного применения законов, легкой их обозримости, компактности, в связи с чем законодательный акт должен оформляться с соблюдением строгих правил законодательной техники. При закреплении в законе технической нормы ее необходимо формулировать именно как норму права, рассчитанную на регулирование обобщенных видовых общественных отношений. Она должна быть изложена как общее правило и не должна содержать конкретные технические и технологические показатели. Между тем нормативные параметры законотворчества обязательны, и их нельзя рассматривать как второстепенные, поскольку иначе стирается грань между законодательным и иным нормативным актом, исчезает содержательный критерий предмета закона, а именно стабильность и значимость регулируемых на законодательном уровне отношений.
При включении в законодательный акт столь конкретных технических позиций и показателей допускается искусственное расширение объема законодательной компетенции за счет предметов ведения органов исполнительной власти.
Исходя из вышеизложенного полагаем, что те положения законопроекта, которые невозможно изложить в стандартной форме статьи законодательного акта, должны быть исключены из текста законопроекта и урегулированы на ином (подзаконном) уровне либо переформулированы соответствующим образом, чтобы они полностью соответствовали общеустановленной структуре статьи федерального закона.
Что касается конкретных положений законопроекта, то отмечаем следующее.
1. Необходимо отметить, что Федеральным законом "О техническом регулировании" (см. статьи 1, 2, 7) определяется сфера применения федеральных законов о техническом регулировании и правовой статус подлежащих регулированию отношений, то есть предмета регулирования, в частности, установление требований к продукции или связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства и т.д. В соответствии со статьей 1 законопроекта предлагаемый Технический регламент устанавливает требования, обеспечивающие безопасность устройств и систем, предназначенных для производства, хранения, транспортировки и использования водорода. Однако из содержания представленного законопроекта, на наш взгляд, иных требований, кроме требований по пожарной безопасности, не усматривается.
Ряд положений законопроекта носит отсылочный характер или предлагает правовые нормы, определяющие требования по пожарной безопасности (пункт 1 статьи 5, пункты 31, 34 статьи 7, статья 20 и др.). Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе "О пожарной безопасности", а также в проекте федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", подготавливаемого Государственной Думой к рассмотрению в третьем чтении.
2. В законопроекте (статья 4, часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 18, часть 1 статьи 21) применяются словосочетания "нормативные правовые акты и нормативные документы", "нормативные документы". В то же время в статье 46 Федерального закона "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон) говорится о "нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных документах федеральных органов исполнительной власти".
Наименование статьи 22 законопроекта и ее текст необходимо привести в соответствие в части слов "государственный контроль (надзор)", "государственный надзор".
3. Законопроект нуждается в значительной юридико-технической доработке. Так, в частности:
1) в тексте законопроекта слова "настоящий технический регламент" в соответствующем падеже заменить словами "настоящий Федеральный закон" в соответствующем падеже, слова "технические регламенты" в соответствующем падеже заменить словами "федеральные законы о технических регламентах" в соответствующем падеже;
2) в статье 3 законопроекта абзацы, идущие после двоеточия необходимо пронумеровать арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой и считать пунктами 1 - 9, в конце пункта 9 вместо точки с запятой поставить точку;
3) в статье 5 законопроекта:
- в части 15 абзацы, идущие после двоеточия, также пронумеровать арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой и считать пунктами 1 и 2;
- в части 20 снять сокращения;
- в части 36 слова "в приложении 7" заменить словами "в таблице 7 приложения";
4) в конце части 36 статьи 7 законопроекта поставить точку;
5) в частях 2 - 4 статьи 10 законопроекта слова "ввода/вывода" заменить словами "ввода (вывода)";
6) в части 12 статьи 11 законопроекта абзацы, идущие после двоеточия, пронумеровать арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой и считать пунктами 1 - 3 данной части;
7) в статье 12 неверно пронумерованы части (две части 2);
8) в статье 13 законопроекта:
- в конце части 2 вместо точки с запятой поставить точку;
- в конце части 6 поставить точку;
9) в части 5 статьи 14 законопроекта слова "и/или" заменить словами "и (или)";
10) в статье 19 законопроекта абзацы, идущие после двоеточия, пронумеровать арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой и считать пунктами 1 и 2, снять сокращения;
11) в наименовании и тексте статьи 22 законопроекта слова "федерального закона" заменить словами "Федерального закона";
12) В статье 23 законопроекта слово "после" заменить словами "со дня его";
13) в приложении к законопроекту:
- в обозначении поставить закрывающие кавычки;
- в конце примечания к таблице 2 поставить точку;
- в примечании к таблице 3:
в пункте 1, абзацы, идущие после двоеточия, пронумеровать арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой и считать подпунктами 1 и 2;
в пункте 2 уточнить ссылку "поз. 6 и 7".
- в конце сноски к таблице 7 поставить точку.
С учетом изложенного предлагается в дополнение к тексту рассматриваемого законопроекта в части унификации понятийного аппарата, предложенных схем и таблиц получить от Правительства Российской Федерации согласно пункту 11 статьи 7 Федерального закона N 184 перечень проектов национальных стандартов или утвержденных правил и методов исследования (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения технического регламента и осуществления оценки соответствия, для обоснования достоверности и практичности используемых в регламенте численных обозначений, понятий и технологических процессов.
Юридико-техническая правка по тексту внесенного законопроекта передана в Комитет в рабочем порядке.
Заместитель начальника |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.