Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 496165-4 "Технический регламент по безопасности устройств и систем, предназначенных для производства, хранения, транспортировки и использования водорода", внесенному депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.А. Язевым и депутатом Государственной Думы четвертого созыва П.Б. Шелищем
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Изучив указанный проект федерального закона (далее - законопроект), Правовое управление сообщает следующее.
Часть 1 статьи 1 законопроекта, устанавливающая цели принятия проектируемого технического регламента, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) должна быть дополнена также такой целью принятия технического регламента, как обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения. При этом обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В законопроекте необходимо привести перечень и (или) описание объектов технического регулирования и правила их идентификации в целях применения проектируемого технического регламента (см. пункт 3 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ).
В статье 3 законопроекта содержится неполный перечень понятий, используемых в проектируемом техническом регламенте. В частности, полагали бы необходимым дополнить положения указанной статьи определением таких понятий, как "устройства и системы компримирования водорода" (статья 9), "газгольдер" (статья 10), "защитные системы" (статья 15), "системы контроля и управления" (статья 16).
В связи с положениями статьи 4 законопроекта обращаем внимание, что согласно статье 7 Федерального закона N 184-ФЗ не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. Это замечание касается также части 2 статьи 17, части 2 статьи 18 и части 1 статьи 21 законопроекта, в которых содержатся отсылки к нормативным документам по безопасности водородных устройств и систем и пожарной безопасности. Одновременно обращаем внимание, что в Федеральном законе N 184-ФЗ понятие "нормативные документы" не используется, а определяется понятие "документы в области стандартизации" (см. статью 13), которые применяются на добровольной основе (статья 12).
Часть 1 статьи 21 законопроекта устанавливает, что порядок сертификации определяется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. На наш взгляд, данное положение не согласуется со статьей 26 Федерального закона, в соответствии с которой обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный орган выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации.
В статье 22 законопроекта необходимо определить сферу полномочий федерального органа исполнительной власти, который будет уполномочен на осуществление контроля (надзора). При этом содержание статьи 22 законопроекта следует привести в соответствие с ее наименованием ("государственный контроль (надзор)".
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
1) в тексте законопроекта слова "настоящий технический регламент" в соответствующем падеже заменить словами "настоящий Федеральный закон" в соответствующем падеже, слова "технические регламенты" в соответствующем падеже заменить словами "федеральные законы о технических регламентах" в соответствующем падеже;
2) в статье 3 законопроекта абзацы, идущие после двоеточия необходимо пронумеровать арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой и считать пунктами 1 - 9, в конце пункта 9 вместо точки с запятой поставить точку;
3) в статье 5 законопроекта:
- в части 15 абзацы, идущие после двоеточия, также пронумеровать арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой и считать пунктами 1 и 2;
- в части 20 снять сокращения;
- в части 36 слова "в приложении 7" заменить словами "в таблице 7 приложения";
4) в конце части 36 статьи 7 законопроекта поставить точку;
5) в частях 2 - 4 статьи 10 законопроекта слова "ввода/вывода" заменить словами "ввода (вывода)";
6) в части 12 статьи 11 законопроекта абзацы, идущие после двоеточия, пронумеровать арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой и считать пунктами 1 - 3 данной части;
7) в статье 12 неверно пронумерованы части (две части 2);
8) в статье 13 законопроекта:
- в конце части 2 вместо точки с запятой поставить точку;
- в конце части 6 поставить точку;
9) в части 5 статьи 14 законопроекта слова "и/или" заменить словами "и (или)";
10) в статье 19 законопроекта абзацы, идущие после двоеточия, пронумеровать арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой и считать пунктами 1 и 2, снять сокращения;
11) в наименовании и тексте статьи 22 законопроекта слова "федерального закона" заменить словами "Федерального закона";
12) В статье 23 законопроекта слово "после" заменить словами "со дня его";
13) в приложении к законопроекту:
- в обозначении поставить закрывающие кавычки;
- в конце примечания к таблице 2 поставить точку;
- в примечании к таблице 3:
в пункте 1, абзацы, идущие после двоеточия, пронумеровать арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой и считать подпунктами 1 и 2;
в пункте 2 уточнить ссылку "поз. 6 и 7".
- в конце сноски к таблице 7 поставить точку.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.