Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 295503-5 "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера", внесенному депутатами Государственной Думы О.В. Морозовым, С.С. Журовой, Н.В. Герасимовым, Г.П. Ивлиевым, Е.Г. Драпеко, С.Ю. Захаровой, В.М. Кущевым, З.М. Степановой, А.А. Тягуновым, С.С. Говорухиным, Е.Ф. Лаховой, Т.Н. Москальковой, С.А. Поповым, Т.В. Яковлевой, И.А. Яровой
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) в пределах вопросов своего ведения рассмотрен проект федерального закона N 295503-5 "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера".
Законопроектом предлагается определить правовые основы государственного регулирования деятельности, связанной с оборотом на территории Российской Федерации продукции эротического и порнографического характера, и установить ограничения осуществления данной деятельности.
В связи с тем, что законодательное регулирование в указанной сфере носит фрагментарный характер, разработка и принятие специального законодательного акта представляется актуальным.
Поддерживая в основном идею законопроекта, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей отмечает следующее:
1. Название представленного законопроекта не в полной мере соответствует его общей направленности и предмету правового регулирования (часть 1 статьи 1) В названии законопроекта отсутствует указание на установленные ограничения при организации и проведении мероприятий эротического характера (статьи 9 - 10). К тому же анализ законопроекта показывает, что значительная часть содержащихся в нем норм носит не ограничительный, а правоустанавливающий характер, направленный прежде всего на регулирование оборота продукции эротического и порнографического характера, а также регулирование организации и проведения мероприятий эротического характера.
2. В отдельных нормах законопроекта недостаточно учитывается особая уязвимость психики детской аудитории, не принимается во внимание, что порнография может оказать вредное воздействие на детей, независимо от формы ее выражения, жанра порнографической продукции (документальное или игровое кино), отнесения или неотнесения ее к материалам научно-просветительского, медицинского и образовательного характера, к произведениям литературы и искусства, и иных обстоятельств.
Во избежание затруднений в правоприменительной практике обращаем внимание на необходимость приведения проекта федерального закона N 295503-5 "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера" в соответствие с нормами принятых в первом чтении проектов федеральных законов N 155209-5 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и N 155219-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", прежде всего с положениями, определяющими понятийный аппарат и устанавливающими ограничения на допуск несовершеннолетних лиц к продукции и мероприятиям порнографического характера.
3. Существенные недостатки имеет понятийный аппарат законопроекта.
В соответствии с положениями пункта 2 и пункта 3 статьи 2 законопроекта продукция эротического характера, содержащая эротику - изображение и (или) описание сексуальных отношений людей предполагает, в том числе изображение и (или) описание сексуальных отношений несовершеннолетних и их интимных частей тела, что может быть отнесено к материалам и предметам с порнографическим изображением несовершеннолетних В соответствии с действующим законодательством изготовление и распространение подобных материалов и предметов запрещено и может быть квалифицировано по статье 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации как уголовно наказуемое деяние.
Следует обратить внимание на смысловую неоднозначность формулировки части 2 статьи 1 в связи с употреблением в данной норме союза "а также", в результате чего остается совершенно неясно, относится ли словосочетание "содержащих эротику" только к произведениям литературы и искусства, или также к документальным материалам, материалам научно-просветительского, медицинского и образовательного характера, которые помимо эротики могут содержать и порнографию. В противном случае предусмотренное данной нормой исключение повлечет еще более неблагоприятные последствия.
Представляется также юридически некорректным применение в статье 2 законопроекта и других, не имеющих толкования и однозначного значения терминов. Например, "мультимедийная продукция", "сочинения", "печатные работы", "материализованный вид". Использование указанных терминов противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.04.2004 N 7-П, в соответствии с которой правовые нормы закона должны быть определяемыми и недвусмысленными.
4. В законопроекте отсутствуют положения, регламентирующие основания и порядок выдачи, отказа в выдаче и переоформления разрешения на осуществление некоторых видов деятельности, связанной с оборотом продукции эротического и порнографического характера.
Поскольку разрешительный порядок осуществления отдельных видов деятельности является ограничением правоспособности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок такого ограничения следует предусмотреть федеральным законом. Однако в соответствии с частью 1 статьи 6 и частью 2 статьи 9 законопроекта основные требования к специализированным магазинам, в которых распространяется продукция эротического и порнографического характера, а также к специальных заведениям, в которых осуществляется деятельность по организации и проведению мероприятий эротического характера, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Законопроект содержит некоторые внутренние противоречия. Так, согласно части 1 статьи 6 продукция эротического и порнографического характера распространяется, в том числе путем сдачи в прокат, исключительно в специализированных магазинах, основные требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к специализированным магазинам". Этим положениям не соответствует часть 5 указанной статьи, согласно которой "распространение средств массовой информации эротического характера осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации", а демонстрация аудиовизуальной продукции порнографического характера допускается в специализированных телепрограммах эротического характера с кодированием сигнала с 1 до 5 часов по местному времени.
Поддерживая идею проекта федерального закона N 295503-5 "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера", Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Комитету Государственной Думы по культуре предложить авторам законодательной инициативы в соответствии с частью 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы изменить текст законопроекта до его рассмотрения в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.