Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
от 14 апреля 2010 г. N 91/1
на проект федерального закона N 295503-5 "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера", внесенного депутатами Государственной Думы О.В. Морозовым, С.С. Журовой, Н.В. Герасимовой, Г.П. Ивлиевым, Е.Г. Драпеко,С.Ю. Захаровой, В.М. Кущевым, З.М. Степановой, А.А. Тягуновым, С.С. Говорухиным, Е.Ф. Лаховой, Т.Н. Москальковой, С.А. Поповым, Т.В. Яковлевой и И.А. Яровой
Досье на проект федерального закона
Данная законодательная инициатива направлена на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с оборотом продукции порнографического и эротического характера, в том числе на регламентацию организации и проведения мероприятий эротического и порнографического характера. Основная цель законопроекта, сформулированная авторами, - обеспечение нормального физического и психического развития и нравственного формирования личности несовершеннолетних, охрана здоровья граждан и защита общественной нравственности.
Авторы не включают в предмет регулирования предлагаемого ими законопроекта отношения, связанные с "оборотом документальных материалов, материалов научно-просветительского, медицинского и образовательного характера, а также произведений литературы и искусства, содержащих эротику в качестве одного из элементов воплощения идейно-художественного замысла и не эксплуатирующих в качестве основной идеи интерес к сексу".
Особую тревогу, как отмечается в Пояснительной записке к законопроекту, вызывает растущая доступность детской порнографии в Интернете и в рамках других развивающихся информационных технологий, которая увеличивает степень подверженности детей риску сексуальной эксплуатации.
С необходимостью урегулировать упомянутые отношения, поставить их под более жесткий контроль со стороны государства, нельзя не согласиться и такое стремление заслуживает всяческой поддержки.
Несомненно требует конкретизации и понятие продукции порнографического характера, механизмом регулирования оборота которой и является рассматриваемый законопроект, отделение в правовом регулировании оборота этой продукции от оборота продукции эротического характера. В действующем законодательстве используется понятие порнографических материалов и предметов, но так до сих пор не имеется исчерпывающего определения этого понятия, отделение его от понятия эротики.
Авторами предлагается в качестве базовых определения понятий "порнография" и "эротика". Вместе с тем предлагаемые определения представляются слабо различимыми между собой, а содержание таково, что делает само их понимание неоднозначным. Необходимо обратить внимание на недостаточную для правоприменительной практики различимость именно этих базовых понятий, поскольку они входят составной частью практически во все иные правовые понятия, используемые для конструирования норм права представленного законопроекта, что может создать трудности в применение этих норм. В этой связи представляется целесообразным обратить внимание на определение "порнографическая продукция", данное в законопроекте N 136215-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции", внесенном О.В. Морозовым, Е.Б. Мизулиной, Н.В. Герасимовой, А.К. Исаевым, Г.П. Ивлиевым, В.А. Васильевым, В.Н. Плигиным, О.Г. Борзовой, П.В. Крашенинниковым и другими (всего 24 подписи), представляющееся более однозначно воспринимаемым.
Также придают большую степень неопределенности другим вводимым законопроектом понятиям, такие неопределенные термины, как "мультимедийная продукция", "сочинения" и ряд других. Необходимо отметить, что Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) вводится понятие "радио-, теле-, видео- и кинохроникальная программа", понятие же "телевизионной передачи" и "радиопередачи", которые используются при конструировании понятия "продукция эротического характера" и "продукция порнографического характера", до настоящего времени по прежнему остаются неопределенными.
На необходимость уточнения базовых понятий обращает внимание и Правительство Российской Федерации и Правовое управление Государственной Думы.
При формировании понятия "оборот продукции эротического и порнографического характера" представляется спорным включение в понятие оборота и изготовление упомянутой продукции.
В конструируемых статьях законопроекта целесообразно использовать терминологию, уже закрепленную в действующих законах. Так, в Законе о СМИ используется понятие "распространение продукции средства массовой информации", где под последним понимается в том числе и телепрограмма, и радиопрограмма, что расходится с оборотом "распространение программ телевизионного вещания и радиовещания", примененном в части 3 статьи 4 рассматриваемого законопроекта, и оборотом "распространение средств массовой информации", используемым в тексте части 5 статьи 6 законопроекта.
Предоставляя право субъектам Российской Федерации устанавливать дополнительные требования к специализированным магазинам по распространению продукции эротического и порнографического характера (часть 1 статьи 6) и к специальным заведениям, осуществляющим деятельность по организации и проведению мероприятий эротического характера (часть 2 статьи 9), представляется целесообразным непосредственно в законопроекте установить и рамки, в которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные требования.
В этой связи требует коррекции и часть 1 статьи 16, где необходимо установить, в каких случаях действуют нормы федерального закона, а в каких регулирование передается на уровень субъекта Российской Федерации, вплоть до права запрета той или иной деятельности. Но и в этом случае целесообразно установить рамки, право на регулирование в которых передается субъекту Российской Федерации. В противном случае, следуя логики упомянутой части, утрачивается роль федерального законодательства: в независимости от того, какие правила установлены на федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации могут быть установлены иные, вплоть до запрета деятельности, механизм регулирования которой устанавливается федеральным законодательством.
Также уже в представленном законопроекте необходимо разделение контрольных и надзорный функций между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 14).
Целесообразно уточнить, что запреты и ограничения, о которых идет речь в части 2 статьи 16, должны сохранять свое действие до истечения срока установления конкретного запрета и ограничения, а по истечению этого срока деятельность по обороту продукции порнографического и эротического характера регулируется в соответствии с положениями федерального закона, который вступит в силу.
Нормативные правовые акты, издаваемые Правительством Российской Федерации, носят подзаконный характер и могут быть приняты только на основании закона, вступившего в силу. В этой связи требует коррекции часть 3 статьи 16 законопроекта.
Не корректно говорить о бесплатности проведения государственной экспертизы продукции эротического и порнографического характера (статья 13). Вероятно имелось в виду ее проведение за счет средств соответствующих государственных бюджетов.
Правительство Российской Федерации и Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказывают и иные замечания к рассматриваемому законопроекту, которые поддерживаются Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Вместе с тем урегулирование отношений, связанных с оборотом продукции порнографического и эротического характера необходимо, и основой для его осуществления может стать представленный законопроект, при сбалансированном учете авторами замечаний, представленных всеми сторонами.
Председатель Комитета |
В.Я. Комиссаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.