Заключение Общественной палаты Российской Федерации
от 15 апреля 2010 г. N 3ОП-2/396
на проект федерального закона N 295503-5 "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера"
Досье на проект федерального закона
Общественной палатой Российской Федерацией проведена общественная экспертиза проекта федерального закона N 295503-5 "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера" (далее - законопроект).
Согласно пояснительной записке законопроектом предлагается определить правовые основы государственного регулирования деятельности, связанной с оборотом на территории Российской Федерации продукции эротического и порнографического характера, и установить ограничения осуществления данной деятельности. Для этого предусматривается наделение Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию деятельности, связанной с оборотом на территории Российской Федерации продукции эротического и порнографического характера, организацией и проведением мероприятий эротического характера.
Однако, по мнению Общественной палаты Российской Федерации, содержание законопроекта вступает в противоречие с самой идеей государственного регулирования как высоко ответственной и общественно значимой деятельности государства, не допускающей произвольного применения норм регулирующего законодательства по субъективному усмотрению правоприменителя.
Таковыми, допускающими произвольное толкование и смешение, являются понятия "порнографии" и "эротики", определенные в статье 2 законопроекта.
Допускающие субъективную интерпретацию понятия включает и данное определение деятельности в части 2 статьи 1 законопроекта, на которую "действие данного Федерального закона не распространяется" ("связанную с оборотом документальных материалов, материалов научно-просветительского, медицинского и образовательного характера, а также произведений литературы и искусства, содержащих эротику в качестве одного из элементов воплощения идейно-художественного замысла и не эксплуатирующих в качестве основной идеи интерес к сексу"). Также данная норма законопроекта откроет возможность для незаконного распространения порнографических материалов или предметов (запрещенного статьей 242 Уголовного кодекса Российской Федерации) мод видом документальных, научно-просветительских и иных перечисленных в части 2 статьи 1 законопроекта материалах.
Согласно пояснительной записке к законопроекту его цель состоит в преодолении "фрагментарного характера" действующего законодательства в сфере регулирования оборота продукции порнографического и эротического содержания. При этом предлагаемое определение понятия порнография создает двойственность или неправильную интерпретацию и как следствие приведет к затруднению при реализации норм уголовного права.
Однако по мнению Общественной палаты Российской Федерации законопроект не решает поставленных задач, авторами предлагается ввести на законодательном уровне неоднозначные определения понятий порнографии и эротики, что вряд ли оправданно, поскольку при реализации предложенных норм могут возникнуть затруднения с точки зрения толкования и применения указанных понятий.
С учетом вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации не поддерживает данный законопроект.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.