Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 295503-5 "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера", внесенному депутатами Государственной Думы О.В. Морозовым, С.С. Журовой, Н.В. Герасимовой, Г.П. Ивлиевым и др.
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив представленный проект федерального закона, сообщаем следующее.
Полагаем, что в определении понятия "продукция порнографического характера" не следует относить к ней в том числе электронные сообщения, поскольку в части 3 статьи 4 проекта использование сетей связи общего пользования для осуществления деятельности, связанной с распространением продукции порнографического характера, прямо запрещается. Кроме того, нуждаются в уточнении используемые в данном определении и в определении понятия "продукция порнографического характера" понятия "сочинения", "печатные работы", "мультимедийная продукция", а также используемое в части 2 статьи 1 понятие "документальные материалы", поскольку в действующем законодательстве Российской Федерации они не используются.
Необоснованно, на наш взгляд, в понятие оборота продукции эротического и порнографического характера не включено хранение такой продукции, несмотря на то, что ответственность за хранение отдельных видов продукции порнографического характера предусмотрена проектной редакцией статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации (см. статью 2 смежного с рассматриваемым проекта федерального закона N 295517-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера").
При этом представляется целесообразным уточнить в проекте понятие распространения продукции порнографического характера, учитывая, например, что понятия "распространение произведения" и "распространение информации" по характеру соответствующих действий неравнозначны (распространение произведения включает в себя в том числе отчуждение его оригинала или экземпляров определенному, ограниченному кругу лиц и не включает, например, передачу произведения в эфир или по кабелю, размещение в сети Интернет) (см. часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Обращаем внимание, что в соответствии с Международной конвенцией о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, к которой СССР присоединился в 1935 году, на территории Российской Федерации, являющейся правопреемником СССР, должны подлежать наказанию:
"1. Изготовление или хранение сочинений, рисунков, гравюр, картин, печатных изданий, изображений, афиш, эмблем, фотографий, кинематографических фильм или других порнографических предметов, с целью их продажи или распространения, или же публичного их выставления;
2. Ввоз, провоз, вывоз лично или через другое лицо в вышеуказанных целях перечисленных сочинений, рисунков, гравюр, картин, печатных изданий, изображений, афиш, эмблем, фотографий, кинематографических фильм (фильмов) или других порнографических предметов, или пуск их тем или другим путем в обращение;
3. Торговля ими даже не публичная, совершение с ними всяких операций какого бы то ни было вида, распространение их, публичное их выставление или же сдача их, в качестве профессии, в прокат".
В связи с этим положения проекта, допускающие оборот порнографической продукции - изготовление, распространение, в том числе розничная продажа и сдача в прокат, даже с учетом предлагаемых ограничений оборота такой продукции, по нашему мнению, не соответствуют требованиям указанной Конвенции.
Положения части 2 статьи 3 и части 1 статьи 4 проекта нуждаются в согласовании по вопросу определения характера нормативных правовых актов, которыми осуществляется государственное регулирование деятельности, связанной с оборотом продукции эротического и порнографического характера.
Применительно к положению пункта 2 части 2 статьи 5 проекта обращаем внимание, что в Основах законодательства Российской Федерации о культуре используется не только понятие "учреждения культуры", но и понятие "организации культуры", которое является более широким.
В части 4 статьи 5 проекта следует уточнить характер аудиовизуальной продукции эротического и порнографического характера, которая должна иметь технологические средства защиты от копирования, поскольку, например, телевизионные передачи и радиопередачи такой возможности, как представляется, обеспечить не могут.
В части 1 статьи 6 проекта следует говорить не о любом распространении, а именно о розничной продаже и сдаче в прокат продукции эротического и порнографического характера, которые осуществляются только в специализированных магазинах (см. часть 2 данной статьи).
Согласно части 2 статьи 6 проекта разрешение на осуществление розничной продажи и (или) сдачи в прокат продукции эротического и порнографического характера в специализированных магазинах выдается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Полагаем, что в целях обеспечения соблюдения требования об определенности нормы права общие критерии, которыми следует руководствовать при принятии решения о выдаче указанного разрешения, а также характер вопросов, подлежащих регулированию в упомянутых законах субъектов Российской Федерации, необходимо определить в самом рассматриваемом законопроекте. Аналогичное замечание относится к положению части 3 статьи 9 проекта применительно к выдаче разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению мероприятий эротического характера в специальном заведении.
Согласно первому предложению части 5 статьи 6 проекта распространение средств массовой информации эротического характера осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Поскольку продукция средств массовой информации эротического характера по своему характеру относится к продукции эротического характера (см. определение понятия "продукция эротического характера"), нуждается в дополнительном обсуждении необходимость установления в законодательстве Российской Федерации о средствах массовой информации специальных условий и порядка распространения продукции периодических печатных изданий эротического характера.
Согласно второму предложению части 5 статьи 6 проекта демонстрация аудиовизуальной продукции порнографического характера допускается только в специализированных телепрограммах эротического характера с кодированием сигнала с 1 до 5 часов по местному времени. Полагаем необходимым согласовать данное положение с положениями статьи 1 смежного с рассматриваемым проекта федерального закона N 295517-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера", которые под телепрограммами эротического характера понимают программы, содержащие эротику, но не порнографию. При этом обращаем внимание, что в указанном положении проекта не содержатся специальные положения о порядке распространения продукции порнографического характера посредством радиовещания с кодированным сигналом.
Представляется целесообразным предусмотреть в проекте регулирование вопросов, связанных с оборотом продукции эротического характера с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
Обращаем внимание, что в статье 14 проекта, посвященной государственному контролю и надзору за осуществлением деятельности, связанной с оборотом продукции эротического и порнографического характера, организацией и проведением мероприятий эротического характера, недостаточно четко разделены контрольные полномочия федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, например, исходя из предлагаемой проектом редакции данной статьи, получается, что контроль за организацией и проведением мероприятий эротического характера должен будет осуществляться и федеральными органами исполнительной власти, и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку самим проектом предусматривается возможность организации и проведения указанных мероприятий исключительно в специальных заведениях.
Следует отметить, что в проекте отсутствует понятие "законодательство о государственном регулировании деятельности_", а также предполагается, что соответствующее государственное регулирование будет осуществляться в том числе Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (см. часть 2 статьи 3 законопроекта). В этой связи полагаем возможным наименование статьи 14 проекта изложить следующим образом: "Государственный надзор и контроль за осуществлением деятельности, связанной с _".
Применительно к положению части 3 статьи 16 проекта отмечаем, что вступление в силу федерального закона представляет собой фактическое начало действия федерального закона, то есть порождение соответствующих юридически значимых последствий. Полагаем некорректным закреплять в федеральном законе положение, обязывающее Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимать свои нормативные правовые акты на основании не вступившего в силу Федерального закона.
В части 2 статьи 14 проекта слова "2008 г. N294-ФЗ" необходимо заменить словами "2008 года N 294-ФЗ".
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.