Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 74539-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения положений о прокладке, переустройстве, переносе инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог) - внесен депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, М.Х. Юсуповым, В.Е. Позгалевым, Д.В. Волковым, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, Р.С. Ильясовым, а также А.В. Кнышовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(шестой созыв)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 74539-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 257-ФЗ), а также в Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", направленные на урегулирование порядка и условий переноса, переустройства инженерных коммуникаций, размещенных в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, для целей строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на устранение проблем, возникающих между владельцами инженерных коммуникаций и владельцами автомобильных дорог при решении вопросов о переносе, переустройстве инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте таких дорог.
В рамках законопроекта урегулированы вопросы, связанные с согласованием владельцами инженерных коммуникаций и владельцами автомобильных дорог условий переноса, переустройства инженерных коммуникаций при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, с выдачей технических условий на перенос, переустройство инженерных коммуникаций, необходимых для подготовки проектной документации, осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог, а также с определением размера и порядка выплаты компенсаций убытков владельцам инженерных коммуникаций в связи с переносом и переустройством таких коммуникаций.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, поскольку предлагаемые изменения позволят оптимизировать процесс переноса, переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог в случае их строительства, реконструкции или капитального ремонта, что положительно скажется на сроках и стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог.
Следует обратить внимание, что проектируемой частью 11 статьи 19 Закона 257-ФЗ предусматривается, что в случае, если для строительства, реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог требуется перенос, переустройство инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос таких автомобильных дорог, владельцы инженерных коммуникаций в течение четырнадцати дней со дня поступления обращения лица, осуществляющего подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги, выдают ему технические условия на перенос, переустройство инженерных коммуникаций, необходимые для подготовки такой проектной документации, осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации под техническими условиями понимаются технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривается, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
С учетом вышеуказанных положений законодательства Российской Федерации не представляется возможным с достаточной степенью точности определить, что подразумевается под "техническими условиями на перенос или переустройство инженерных коммуникаций".
Необходимо отметить, что Законом 257-ФЗ не раскрывается понятие "владелец инженерных коммуникаций".
Вместе с тем, исходя из положений проектируемой части 12 статьи 19 Закона 257-ФЗ инженерные коммуникации могут в себя включать инженерные коммуникации связи, газоснабжения, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, нефтепроводы.
При этом, согласно пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 07.07.2003 года N 126-ФЗ "О связи" сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц. Возможность приобретения физическим лицом централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения предусматривается пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Необходимо принимать во внимание, что частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривается возможность выдачи технических условий только организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а не физическими лицами. Процедура и возможность выдачи технических условий гражданами законодательством Российской Федерации не урегулирована.
Кроме того, проектируемой частью 11 статьи 19 Закона 257-ФЗ предусматривается возможность выдачи технических условий на основании обращения лица, осуществляющего подготовку проектной документации.
Как установлено пунктом 3 части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, обязанность по предоставлению технических условий возлагается на застройщика или технического заказчика.
По мнению Комитета вышеприведенные замечания не носят концептуального характера и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддерживает принятие проекта федерального закона N 74539-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.