Досье на проект федерального закона
Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), направленных на расширение круга субъектов оценочной деятельности за счет включения в него субъектов предпринимательской деятельности в сфере оценки.
Вместе с тем в соответствии со статьей 3 законопроекта под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объекта оценки рыночной или иной стоимости, и представляется неясным основание предлагаемого расширения круга субъектов оценочной деятельности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1 проекта федерального закона N 104824-6
Кроме того, законопроектом не определен механизм вступления субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемую организацию в области оценочной деятельности и их исключения. Также законопроектом вводится понятие "саморегулируемая организация в области оценочной деятельности" и не исключается понятие "саморегулируемая организация оценщиков", что может привести к неоднозначному толкованию норм законопроекта.
Следует отметить, что юридическое лицо не может являться субъектом дисциплинарной и уголовной ответственности, а возложение на него гражданско-правовой ответственности напрямую не влечет неблагоприятных имущественных последствий для оценщиков, в результате действий которых такая ответственность возникла.
Также необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона в редакции абзаца третьего пункта 3 законопроекта к объектам оценки относится право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества, в том числе частичные (аренда). Между тем действующее законодательство не содержит понятия "частичные вещные права на имущество".
Согласно статье 9 Федерального закона в редакции пункта 5 законопроекта договор на проведение оценки может заключаться заказчиком как с оценщиком, так и с субъектом предпринимательской деятельности в сфере оценки. Однако статьей 10 Федерального закона в редакции пункта 6 законопроекта предусматривается, что договор на проведение оценки заключается заказчиком только с субъектом предпринимательской деятельности.
Пунктом 8 законопроекта, дополняющим статью 13 Федерального закона, определяется, что решение суда о достоверности величины стоимости, указанной в отчете, выносится с учетом интервалов неопределенности, ассоциируемых с оспариваемой оценкой, а также с оценкой, используемой для оспаривания оценки. В этой связи необходимо учитывать, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Также в статье 14 Федерального закона в редакции пункта 9 законопроекта предусматривается, что права оценщика, за исключением права выносить и отстаивать свое профессиональное суждение перед третьими лицами, определяются трудовым законодательством Российской Федерации. Вместе с тем указанное законодательство регулирует трудовые отношения между оценщиком и субъектом предпринимательской деятельности. Исключение прав оценщика как субъекта профессиональной деятельности ведет к нарушению принципов независимости оценщика и ограничивает его возможности для выражения профессионального мнения.
Предлагаемое подпунктом "а" пункта 17 законопроекта исключение части первой статьи 24.6 Федерального закона, согласно которой убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, направлено на минимизацию уровня ответственности оценщиков и приведет к нарушению прав и законных интересов государства, граждан и юридических лиц, пользующихся услугами в области оценочной деятельности.
Кроме того, статьей 24.10 Федерального закона в редакции пункта 18 законопроекта предлагается исключить требование об объединении в составе национального совета по оценочной деятельности более пятидесяти процентов саморегулируемых организаций, объединяющих более пятидесяти процентов субъектов оценочной деятельности. Указанное исключение может привести к созданию нескольких национальных советов по оценочной деятельности, что в свою очередь противоречит принципам создания и функционирования такого совета.
В связи с вышеизложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 19 сентября 2012 г. N 5021п-П13 "Заключение на проект федерального закона N 104824-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.Д. Грачевым, А.Д. Крутовым, В.И. Афонским"
Текст письма официально опубликован не был