Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внесение изменений в часть 3 статьи 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее -Федеральный закон "О связи"), предусматривающих ограничение доступа или приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам операторами связи на основании решения суда, вступившего в законную силу, а также возобновление оказания услуг связи операторами связи на основании решения суда, который принял такое решение.
Следует отметить, что действующей редакцией части 3 статьи 64 Федерального закона "О связи" предусмотрена возможность приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
Возобновление оказания услуг связи в соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона "О связи" осуществляется операторами связи на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи.
Вместе с тем случаи приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам операторами связи установлены рядом федеральных законов.
Так, приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам в рамках введенного правового режима контртеррористической операции на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иного должностного лица федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение, предусмотрено статьями 11 и 12 Федерального закона от б марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности") органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Статьей 9.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (далее - Федеральный закон "О Федеральной службе безопасности") также предусмотрено право сотрудников органа по борьбе с терроризмом приостанавливать оказание услуг связи юридическим и физическим лицам в неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению террористического акта и поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, либо когда имеются данные, позволяющие предполагать, что в жилом помещении совершается или совершен террористический акт, либо когда осуществляется преследование лица, подозреваемого в причастности к совершению террористического акта. Указанная статья Федерального закона "О Федеральной службе безопасности" обязывает орган по борьбе с терроризмом в течение 24 часов с момента приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам уведомить об этом прокурора.
Кроме того, нормы статьи 64 Федерального закона "О связи" направлены на обеспечение реализации органами ФСБ России возложенных на них полномочий по проведению оперативно-розыскных и контртеррористических мероприятий с использованием сетей связи операторов связи. При этом Федеральными законами "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О Федеральной службе безопасности" однозначно определены случаи, при которых возможно приостановление оказания услуг связи, а также цели приостановления оказания услуг связи - защита жизни и здоровья граждан, обеспечение безопасности Российской Федерации.
Реализация полномочий ФСБ России, включая проведение контртеррористических мероприятий, может быть связана с существенным дефицитом времени, необходимым для принятия и выполнения решения, от которого может зависеть жизнь граждан. Получение решения суда для приостановления оказания услуг связи ставит под сомнение возможность и эффективность осуществления соответствующих полномочий ФСБ России.
Таким образом, введение судебного порядка ограничения доступа, приостановления, а также возобновления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам операторами связи не позволит принимать своевременные меры по предотвращению указанных правонарушений из-за необходимости соблюдения процедуры и сроков получения судебных решений, что может привести к ослаблению контроля и систематическому нарушению законодательства.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что действующая редакция части 3 статьи 64 Федерального закона "О связи" противоречит статье 49 Конституции Российской Федерации в части презумпции невиновности кого-либо до вступления в законную силу приговора (решения) суда.
Однако приостановление сказания услуг связи в соответствии с указанной нормой статьи 64 Федерального закона "О связи" не может расцениваться как нарушение презумпции невиновности, так как реализация указанной нормы не свидетельствует о каком-либо подозрении или обвинении в адрес того или иного лица, а является необходимым действием уполномоченного органа в неотложных случаях, когда уполномоченный орган обладает данными о возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, а также угрозы обеспечению безопасности Российской Федерации. При этом следует учитывать, что приостановление оказания услуг связи может осуществляться в отношении неограниченного и неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 5 августа 2012 г. N 4475п-П10 "Заключение на проект федерального закона N 52764-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", внесенный депутатом Государственной Думы А.Д. Тычининым"
Текст письма официально опубликован не был