Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 82041-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования тарифного регулирования в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив указанный проект федерального закона, Правовое управление сообщает следующее.
Законопроект наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению стандартов надежности и качества услуг по поставке газа потребителям (абзац 2 подпункта "в" пункта 1 статьи 1 законопроекта). При этом в статье 2 законопроекта предусматривается, что на показатели надежности и качества услуг по поставке газа потребителям действие Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" не распространяется. Полагаем, что указанные положения законопроекта следует согласовать в части терминологии. Кроме того считаем, что в случае выведения стандартов надежности и качества услуг по поставке газа потребителям из-под действия Федерального закона "О техническом регулировании" неурегулированными останутся вопросы статуса указанных стандартов, их содержания, порядка разработки и утверждения, а также будет неясен порядок стандартизации и обязательного подтверждения соответствия в области газоснабжения, предусмотренные абзаце 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Согласно предлагаемой законопроектом (подпункт "г" пункта 1 статьи 1) новой части третьей статьи 8 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" осуществление федерального государственного контроля (надзора) за установлением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения и применением цен (тарифов) отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этой связи обращаем внимание, что осуществление федерального государственного надзора органы исполнительной власти могут осуществлять только в случае передачи федеральным законом субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Кроме того, положения абзаца 5 подпункта "г" пункта 1 и подпункта "б" пункта 6 статьи 1 законопроекта нуждаются в согласовании в части определения органов, осуществляющих федеральный государственный контроль за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения с учетом того, что соответствующее полномочие федеральных органов государственной власти исключается подпунктом "б" пункта 1 статьи 1 законопроекта.
Положения законопроекта (абзац 4 подпункта "в" и абзац 4 подпункта "г" пункта 1 статьи 1), устанавливающие возможность отмены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений, принятых с нарушением законодательства Российской Федерации, следует, на наш взгляд уточнить, указав о каких решениях (кем принимаемых и по каким вопросам) идет речь.
Решения об изменении установленных долгосрочных цен (тарифов) в электроэнергетике, согласно Федеральному закону от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (статья 24), принимаются соответствующими исполнительными органами. В этой связи, по нашему мнению, неясен механизм реализации положений подпункта "в" пункта 2 статьи 3 законопроекта, согласно которым решение об изменении установленных долгосрочных цен (тарифов) в электроэнергетике (принимаемое соответствующим исполнительным органом) принимается одновременно с законом о бюджете (принимаемом соответствующим законодательным (представительным) органом). Аналогичное замечание относится и к подпункту "в" пункта 2 статьи 4, подпункту "в" пункта 6 статьи 5, подпункту "д" пункта 3 статьи 6 законопроекта.
Согласно проектируемым в подпункте "а" пункта 1 статьи 4 законопроекта изменениям пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются на срок не менее чем три и не более чем пять лет. Обращаем внимание, что о периоде действия указанных тарифов говорится также в части 3 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ, изменений в которую законопроектом не предусмотрено.
Законопроект нуждается в терминологической доработке. Так, например, в нем для сфер электроэнергетики и теплоснабжения используется понятие "долгосрочные цены (тарифы)", в то время как в действующих положениях Федеральных законов от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (внесения изменений в которые законопроектом не предусматривается) используются понятия "цены (тарифы)" и "долгосрочные тарифы", или, например, в законопроекте используется понятие "долгосрочные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения", в то время как в Федеральном законе N 416-ФЗ данное понятие не используется, а используется понятие "тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения".
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.