Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 295517-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера", внесенному депутатами Государственной Думы О.В. Морозовым, С.С. Журовой, Н.В. Герасимовой, Г.П. Ивлиевым, Е.Г. Драпеко, С.Ю. Захаровой, В.М. Кущевым, З.М. Степановой, А.А. Тягуновым, С.С. Говорухиным, Е.Ф. Лаховой, Т.Н. Москальковой, С.А. Поповым, Т.В. Яковлевой, И.А. Яровой
Досье на проект федерального закона
1. В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 09.02.2010 года (выписка из протокола N 175, п. 26) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 295517-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера".
Необходимость принятия данного проекта федерального закона обусловлена целями реализации в Законе Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", в Уголовном кодексе Российской Федерации, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в Федеральном законе от 13.03.06 г. N 38-ФЗ "О рекламе" положений проекта федерального закона N 295503-5 "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера", определяющего правовые основы государственного регулирования деятельности, связанной с оборотом на территории Российской Федерации продукции эротического и порнографического характера, а также ограничивающего осуществление данной деятельности.
2. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и отмечает необходимость скорейшего создания правовой основы в целях обеспечения эффективной государственной защиты нравственности и здоровья граждан, особенно несовершеннолетних.
3. Вместе с тем по законопроекту имеется ряд замечаний.
3.1 В статье 1 законопроекта, предусматривающей внесение изменения в Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", дается определение понятия "средство массовой информации эротического характера". Так, в соответствии с новой редакцией статьи 37 указанного Закона "под средством массовой информации эротического характера понимается специализированное средство массовой информации, в котором в целом и (или) систематически распространяются печатные, аудио-, аудиовизуальные или иные сообщения и материалы, содержащие эротику и эксплуатирующие в качестве основной идеи интерес к сексу". Вместе с тем данное определение может вызвать трудности в правоприменительной практике.
Законопроектом не определена периодичность распространения указанных сообщений и материалов, при которой они могут быть отнесены к средствам массовой информации эротического характера, что может повлечь за собой произвольное субъективное толкование, и отнесение к средствам массовой информации эротического характера большинства существующих средств массовой информации. В то же время, если не удастся доказать, что средство массовой информации в котором в целом и (или) систематически распространяются печатные, аудио-, аудиовизуальные или иные сообщения и материалы, содержащие эротику, эксплуатирует в качестве основной идеи интерес к сексу, его нельзя будет отнести к средству массовой информации эротического характера, а следовательно, и ограничения, предусмотренные данной статьей, не будут на него распространяться.
3.2 Законопроектом предлагается привести терминологию статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации в соответствие с проектом федерального закона N 295503-5 "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера". Вместе с тем внесение изменений в статью 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в части уточнения терминологии законопроектом не предусмотрено.
3.3 Законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новыми статьями 6.16 "Незаконный оборот продукции эротического характера", 6.17 "Нарушение установленного порядка организации и проведения мероприятий эротического характера", 13.21.1 "Нарушение порядка распространения продукции средства массовой информации эротического характера". При этом в указанных статьях отсутствуют квалифицированные составы, предусматривающие повышенные меры административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение указанных административных правонарушений.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Комитету Государственной Думы по культуре в соответствии с пунктом 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы предложить субъекту права законодательной инициативы изменить текст проекта федерального закона N 295517-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера" до его рассмотрения в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.