Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 295517-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера", внесенному депутатами Государственной Думы Н.В. Герасимовой, Е.Г. Драпеко, З.М. Степановой, С.С. Говорухиным и другими
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Изучив представленный законопроект, сообщаем следующее.
В отличие от действующей редакции статьи 37 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - Закон) в предлагаемой ее редакции под средством массовой информации эротического характера понимается не только средство массовой информации, "в целом и систематически_ эксплуатирующее интерес к сексу", но также и такое, в котором сообщения и материалы, содержащие эротику, распространяются не в целом, но систематически, что, на наш взгляд, позволяет отнести к указанным средствам массовой информации большинство существующих средств массовой информации, тем более что критерии систематического распространения указанных сообщений и материалов в проекте не предусмотрены.
Поскольку продукция периодических печатных изданий эротического характера по своему характеру относится к продукции эротического характера (см. определение понятия "продукция эротического характера", содержащееся в статье 2 базового проекта федерального закона N 295503-5 "Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера" (далее - базовый проект N 295503-5), необходимость установления в Законе специальных условий и порядка распространения продукции периодических печатных изданий эротического характера нуждается, на наш взгляд, в дополнительном обсуждении. При этом обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 6 базового проекта N 295503-5 продукция эротического характера распространяется исключительно в специализированных магазинах.
В связи с тем, что базовым проектом N 295503-5 допускается оборот продукции порнографического характера при соблюдении определенных условий и ограничений, в наименовании предлагаемой редакции статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), по существу предусматривающей ответственность за нарушение установленного порядка правомерного оборота продукции порнографического характера, необходимо указать на незаконный характер оборота такой продукции, как это сделано в наименованиях других статей УК РФ (статьи 191 "Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга", 234 "Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта" и т.п.).
В отличие от действующей редакции части первой статьи 242 УК РФ проектная норма данной статьи не содержит такого обязательного, на наш взгляд, признака незаконного изготовления продукции порнографического характера, как специальная цель - распространение или рекламирование изготовляемой продукции порнографического характера. Отсутствие в уголовно-правовой норме указания на специальную цель (распространение и рекламирование) изготовления такой продукции может повлечь необоснованное привлечение к уголовной ответственности лиц, изготавливающих эту продукцию для удовлетворения своих личных потребностей, тем более, что в статье 5 базового проекта N 295503-5 ("Ограничения на изготовление продукции эротического и порнографического характера") не предусмотрена соответствующая оговорка, допускающая возможность свободного изготовления этой продукции в личных целях.
Вместе с тем обращаем внимание, что Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних" статья 242 УК РФ "Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов" и статья 242.1 УК РФ "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" изложены в новой редакции, а также УК РФ дополнен новой статьей 242.2 "Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов".
Также отмечаем, что проектом не предусмотрена ответственность за привлечение несовершеннолетних к участию в обороте продукции эротического характера (например, в качестве продавцов, распространителей и т.п.), в то время как запрет такой деятельности содержится в пункте 3 статьи 7 базового проекта N 295503-5.
В предлагаемой статье 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ("Незаконный оборот продукции эротического характера"), по нашему мнению, следует говорить о конфискации не рекламной продукции, а продукции эротического характера.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.