Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 57721-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный депутатом Государственной Думы Я.Е. Ниловым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на установление административной ответственности за управление транспортным средством, создающее угрозу возникновения аварийной ситуации (агрессивный метод вождения).
В этих целях предлагается дополнить главу 12 "Административные правонарушения в области дорожного движения" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) статьей 12.15.1, предусматривающей наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей за неоднократное опасное маневрирование, либо неоднократное опасное перестроение по полосам движения в нарушение Правил дорожного движения, либо неоднократное резкое торможение, совершаемое после резкого ускорения или без такового, либо создание искусственных помех для других участников дорожного движения, либо опасное приближение к впереди идущему транспорту с последующим движением в непосредственной близости от него.
Вместе с тем объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью 1 статьи 1 законопроекта, требует конкретизации, поскольку использование понятий "неоднократное опасное маневрирование", "неоднократное опасное перестроение по полосам движения", "неоднократное резкое торможение", "резкое ускорение", "искусственная помеха", "опасное приближение", "движение в непосредственной близости", содержание которых в законодательстве Российской Федерации не раскрывается в качестве обязательных признаков, характеризующих объективную сторону правонарушения, затрудняет возможность правильной квалификации правонарушения и допускает широту дискреционных полномочий правоприменителя.
Кроме того, действующая редакция Кодекса уже содержит статьи 12.9, 12.14, 12.15, предусматривающие административную ответственность за превышение установленной скорости движения, нарушение правил маневрирования, а также за нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Помимо этого, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 КоАП к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Однако в законодательстве Российской Федерации, в частности в Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, отсутствуют понятия "агрессивный метод вождения" и "угроза возникновения аварийной ситуации".
Законопроектом не предусмотрено внесение изменений в часть 2 статьи 23.3 КоАП, в связи с чем не представляется возможным установить, какой субъект от имени органов внутренних дел уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных предлагаемой статьей 12.15.1 КоАП.
Кроме того, статьей 2 законопроекта предполагается установить особый порядок вступления его в силу, отличный от общего, закрепленного в статье 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Однако в пояснительной записке данное положение не обосновано.
По тексту законопроекта имеются замечания юридико-технического характера. Так, пункт 2 статьи 1 законопроекта требует корректировки с учетом того, что структурной единицей статей КоАП являются части, а не пункты.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.