Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 57721-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за управление транспортным средством, создающее угрозу возникновения аварийной ситуации (агрессивный метод вождения)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, О.А. Куликовым.
Законопроектом предусматривается дополнение 12 главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей 12.15.1, устанавливающей ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей за управление транспортным средством, создающее угрозу возникновения аварийной ситуации (агрессивный метод вождения).
Рассмотрев законопроект, Комитет его концепцию не поддерживает по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовым основанием для установления административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения являются Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения".
При этом в Правилах дорожного движения отсутствует определение таких используемых в законопроекте понятий как "опасное маневрирование", "опасное перестроение", "опасное приближение к впереди идущему транспортному средству", "резкое торможение, совершаемое после резкого ускорения", "движение в непосредственной близости", то есть действий, как следует из наименования проектируемой статьи, составляющих "агрессивный метод вождения".
Таким образом Правилами дорожного движения запрет на указанные действия не установлен и, по существу, законопроектом предлагается самостоятельная регулятивная норма, что является неправомерным, поскольку не относится к предмету правового регулирования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, следует отметить актуальность обозначенной авторами проблемы. При наличии соответствующего правового основания для установления административной ответственности за действия, которые можно охарактеризовать как "агрессивный метод вождения", и учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время с участившимися случаями несоблюдения водителями транспортных средств Правил дорожного движения, такая ответственность могла бы быть установлена.
По законопроекту имеется и ряд других замечаний.
Так, следует отметить, что статьями 12.14 "Нарушение правил маневрирования" и 12.15 "Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона" установлена административная ответственность за нарушение правил маневрирования и обгона.
Учитывая разницу в размерах штрафа в проектируемой статье и указанных статьях Кодекса, законопроектом для правоприменителя устанавливается необоснованно широкий уровень дискреционных полномочий, то есть пределов субъективного усмотрения, а также возможность необоснованного применения исключений из общих правил, что является коррупциогенным фактором.
Необходимо обратить внимание и на то, что законопроектом создается явная диспропорция в размерах административных штрафов в данной области правоотношений. Так, такое правонарушение, отличающееся не меньшей степенью общественной вредности, как проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (статья 12.12 Кодекса) влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей, а размер максимального штрафа за превышение установленной скорости движения (статья 12.9) составляет две тысячи пятьсот рублей.
На основании изложенного, Комитет рекомендует законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "6" декабря 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.