Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 411746-4 "О внесении изменений в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об изменении порядка и сроков уплаты налога на доходы физических лиц), внесенный депутатом Государственной Думы А.Г. Аксаковым, а также Г.В. Гудковым, в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 411746-4 "О внесении изменений в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Настоящий законопроект является альтернативным по отношению к проектам федеральных законов: N 239223-4 "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Ленинградской области; N 423742-4 "О внесении изменений в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Калужской области; N 535738-5 "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Государственным Собранием - Курултай Республики Башкортостан.
Рассматриваемым законопроектом предлагается обязать налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную и удержанную у налогоплательщика, по месту его жительства.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что "уплата налога на доходы физических лиц по месту регистрации гражданина позволит органам местного самоуправления использовать эти финансовые средства на развитие местной экономики, более полно обеспечить пакетом социальных услуг налогоплательщиков по месту их жительства. А это в свою очередь приведет к увеличению числа рабочих мест на местах и созданию собственной налоговой базы.".
Комитет не поддерживает данную законодательную инициативу по следующим основаниям.
В настоящее время в соответствии с пунктом 7 статьи 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
Изменение действующего порядка уплаты налога на доходы физических лиц, предполагающее его перечисление налоговыми агентами в бюджеты субъектов РФ по месту жительства налогоплательщика, потребует от налоговых агентов не только удержания и исчисления налога по каждому работнику в отдельности, но и ежемесячного представления отчетных документов в налоговые органы по месту жительства каждого работника. В результате у бухгалтерских подразделений налоговых агентов значительно возрастет объем работы, связанной с перечислением налога в соответствующие бюджеты по месту постановки на учет каждого отдельного наемного работника, что, в свою очередь, может потребовать увеличения штатной численности.
Принятие предлагаемых законодательных мер значительно затруднит налоговое администрирование по вопросам полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц, увеличит количество контрольных мероприятий со стороны территориальных налоговых органов.
Следует отметить, что жители регионов, работающие в других регионах, пользуются социальной инфраструктурой территории, где они работают, прежде всего транспортными и социально- бытовыми услугами. С этой точки зрения достижение провозглашенной законопроектом цели, состоящей в более полном обеспечении пакетом социальных услуг налогоплательщиков, не может быть в полной мере реализовано.
Полагаем, что снижение поступлений от НДФЛ в местные бюджеты, которое произойдет в крупных городах, столицах субъектов Российской Федерации, к которым сильно развита маятниковая миграция населения, в случае принятия рассматриваемого законопроекта, приведет к снижению объема и качества потребляемых общественных услуг населением, проживающим как в этих городах, так и на соседних территориях. При этом необходимо иметь ввиду, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления исполняют полномочия по решению большинства вопросов местного значения по отношению ко всем гражданам, находящимся на территории муниципального образования независимо от того, зарегистрированы ли они по месту жительства на данной территории.
Кроме того, содержащийся в подпункте "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта срок (не позднее 15 числа, следующего за прошедшим месяцем), в течение которого налоговые агенты обязаны будут перечислить суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц, не согласуется с пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлены другие сроки перечисления налога. Налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют налог на доходы физических лиц не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 411746-4 "О внесении изменений в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.