Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 11 декабря 2012 г. N 30/1
на проект федерального закона N 126502-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 126502-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", (далее - законопроект) внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
В соответствии с законопроектом Банк России получает право ввести ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки (но не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения), на срок до одного года.
Как указано в пояснительной записке, возможность ограничения Банком России на постоянной основе величины процентных ставок, определяемой в договоре банковского вклада, позволит снизить риски банков, ведущих неоправданно агрессивную политику на рынке частных вкладов, что позволит в текущем режиме поддерживать стабильность банковской системы России.
Комитет отмечает, что предлагаемая норма вводится в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", которая определяет права Банка России в случаях неисполнения кредитными организациями предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).
Комитет поддерживает введение указанной нормы в качестве более мягкой меры воздействия на отдельные, экономически слабые кредитные организации, не исполняющие предписания Банка России по сравнению с иными мерами, предусмотренными частью 2 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Вместе с тем, при доработке законопроекта ко второму чтению необходимо принять во внимание, что подход к применению указанной меры должен быть чрезвычайно взвешенным, имея ввиду следующее:
а) ограничение величины процентной ставки по вкладам может существенно ограничить конкуренцию в банковском секторе. Необоснованно агрессивная политика на рынке розничных вкладов, проводимая отдельными банками, не должна, по мнению Комитета, приводить к общей деформации высококонкурентного сектора банковских услуг;
б) Банк России при принятии решения об ограничении величины процентной ставки по вкладам должен учитывать объективные условия ведения конкретным банком своей деятельности, в том числе различные операционные расходы, доступность рефинансирования, осуществление банковской деятельности в регионах с различным уровнем плотности населения и доходов у населения;
в) ограничение величины процентной ставки по вкладам будет эффективно только при одновременном регулировании иных способов повышения привлекательности вкладов, таких как подарки, премии, бонусы, скидки, предоставление бесплатных банковских услуг. При этом Комитет считает необходимым обратить внимание, что указанные проявления маркетинговой политики с одной стороны, достаточно сложно учитывать для целей регулирования, а с другой - они существенно увеличат операционные расходы кредитных организаций, что в конечном итоге, может отрицательно повлиять на их финансовую устойчивость.
Законопроектом предлагается расширить перечень случаев назначения уполномоченных представителей Банка России в кредитные организации, входящие в число ста крупнейших кредитных организаций по размерам активов и (или) привлеченных во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц, определенных по методике, установленной Советом директоров Банка России, а также в кредитные организации, размер привлеченных во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц которой составляет пять и более процентов от совокупной величины привлеченных во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц на территории субъекта Российской Федерации.
Из текста Пояснительной записки к Законопроекту следует, что анализ результатов деятельности уполномоченных представителей Банка России показал, что данный институт оказался эффективным не только с позиции контроля за использованием кредитными организациями средств государственной поддержки, но и с позиции банковского надзора.
Комитет отмечает, что эффективность деятельности уполномоченных представителей Банка России недостаточно очевидна для широкой общественности и требует дополнительного публичного обсуждения.
Если назначение уполномоченных представителей Банка России в кредитные организации, получившие государственное финансирование либо в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, является общемировой применимой практикой, поскольку такое назначение (1) имеет целевой характер - наличие неисполненных обязательств перед бюджетом либо проведение мер по предупреждению банкротства; (2) носит временный характер - до полного исполнения обязательств перед бюджетом либо завершения проведения мер по предупреждению банкротства, то инициатива по значительному расширению перечня случаев назначения уполномоченных представителей Банка России требует дополнительного обоснования.
Комитет отмечает, что ключевыми критериями при назначении уполномоченных представителей Банка России в кредитные организации должны быть их объективные экономические показатели, закрепленные в законе, а не формальные основания. Указанное обстоятельство должно быть учтено при доработке законопроекта ко второму чтению.
Основываясь на изложенном, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 126502-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.В. Бурыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.