Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 136871-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 136871-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан в целях реализации подпункта "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" и направлен на повышение информационной открытости саморегулируемых организаций, функционирующих на сегодняшний день в целом ряде сфер и отраслей экономической деятельности.
Для достижения указанных целей законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон N 315-ФЗ), а также ряд иных федеральных законов, включая Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что любая саморегулируемая организация должна иметь сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором должна быть размещена информация, к которой саморегулируемая организация обязана обеспечить открытый доступ (далее также - информация). Кроме того, законопроектом устанавливаются единые правила ведения реестра саморегулируемых организаций, а также перечень сведений, которые должны содержаться в реестре как в открытом, так и в ограниченном доступе.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает необходимым дальнейшее совершенствование законодательства в части обеспечения саморегулируемой организацией доступа к соответствующей информации, а также правил ведения реестра членов саморегулируемой организации.
Вместе с тем к законопроекту есть ряд существенных замечаний и предложений.
Так, законопроектом предусматривается введение общих требований ко всем видам саморегулируемых организаций в части ведения реестра членов такой саморегулируемой организации, а также уточняется перечень информации, к которой саморегулируемая организация должна обеспечить открытый доступ.
Вместе с тем внесение указанных изменений в Федеральный закон N 315-ФЗ и их распространение, в том числе, на саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требует дополнительного обсуждения и не может быть поддержано в полной мере.
Следует отметить, что согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 315-ФЗ особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.
Указанное положение Федерального закона N 315-ФЗ в настоящее время позволяет устанавливать соответствующие особенности в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
Рассматриваемый законопроект не учитывает указанные особенности в части обеспечения саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов, и предусматривает существенное уточнение перечня информации, подлежащей размещению в открытом доступе саморегулируемой организацией.
Вместе с тем, по мнению Комитета, расширение перечня должно учитывать специфику института саморегулирования в соответствующих областях и позволять в необходимой степени уточнять перечень такой информации в соответствующих отраслевых законах, таких как Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Следует отметить, что принятие законопроекта в предложенной редакции в части создания единого перечня документов, которые саморегулируемые организации в обязаны размещать в открытом доступе, может привести к проблемам правоприменения, так как особенности саморегулирования в той или иной области обуславливают наличие различных как по наименованию, так и по содержанию документов, принимаемых саморегулируемыми организациями, тогда как законопроект содержит положение о необходимости обеспечения открытого доступа к внутренним документам, регулирующим достаточно широкий круг вопросов.
Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 7 Федерального закона N 315-ФЗ в редакции законопроекта содержится требование о размещении на официальном сайте саморегулируемой организации внутренних документов такой саморегулируемой организации. При этом согласно законопроекту к внутренним документам саморегулируемой организации относятся документы, устанавливающие порядок осуществления контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации, порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации, порядок рассмотрения саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений, порядок обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и деятельности ее членов, порядок размещения средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста, а также иные документы, требования к разработке которых установлены федеральными законами, указанными в части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем статьей 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального обязана или вправе утвердить. К таким документам относятся требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, правила контроля в области саморегулирования, документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования, стандарты саморегулируемых организаций, а также правила саморегулирования.
Таким образом, вышеуказанное положение пункта 2 части 2 статьи 7 законопроекта не в полной мере соотносится с указанными положениями статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По мнению Комитета, возможность установления перечня документов, к которым указанные саморегулируемые организации обязаны обеспечить открытый доступ, целесообразно сохранить в Градостроительном кодексе Российской Федерации, исключив соответствующие положения из законопроекта. Комитет также считает целесообразным в случае необходимости рассмотреть вопрос о расширении установленного перечня информации, открытый доступ к которой необходимо обеспечить, непосредственно в Градостроительном кодексе Российской Федерации, что позволит учесть особенности института саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Также Комитет отмечает необходимость сохранить действующую редакцию пункта 6 статьи 55.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Исключение указанного положения из Градостроительного кодекса Российской Федерации представляется необоснованным, учитывая, что предлагаемая законопроектом редакция статьи 7 Федерального закона N 315-ФЗ не предусматривает отнесение указанных сведений к информации, к которой саморегулируемая организация обеспечивает открытый доступ.
Комитет обращает внимание, что частью 3 статьи 7 Федерального закона N 315-ФЗ в редакции законопроекта устанавливается, что любые изменения в составе информации и документах, указанных в пунктах 1 - 7 и 9 - 12 части 2 статьи 7 Федерального закона N 315-ФЗ, должны быть размещены на официальном сайте саморегулируемой организации в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем наступления события, влекущего такие изменения.
Указанный срок не соответствует требованиям части 14 статьи 55.5 Кодекса, в соответствии с которой документы, изменения, внесенные в документы, и решения, принятые общим собранием членов саморегулируемой организации или постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, в срок не позднее чем через три дня со дня их принятия подлежат размещению на сайте этой саморегулируемой организации в сети "Интернет" и направлению на электронном и бумажном носителях в орган надзора за саморегулируемыми организациями.
По мнению Комитета, требует дополнительного обсуждения включение в Федеральный закон N 315-ФЗ новой статьи 7.1, регулирующей вопросы ведения реестра членов саморегулируемых организаций.
Вызывает вопросы целесообразность установления в указанной статье положений, регулирующих вопросы ведения реестра всех видов саморегулируемых организаций, в том числе, саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Представляется, весь спектр вопросов, связанных с ведением реестра членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства целесообразно урегулировать в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в частности, в статьях 55.17 и 55.18 указанного кодекса.
В продолжение следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 части 4 вносимой законопроектом статьи 7.1 Федерального закона N 315-ФЗ размещению на официальном сайте подлежит регистрационный номер в реестре членов саморегулируемой организации. Вместе с тем, указанные регистрационные номера членов саморегулируемой организации применяются при ведении реестра членов саморегулируемой организации аудиторов, оценщиков, арбитражных управляющих, однако, члену саморегулируемой организации, указанной в статье 55.3 Кодекса, такой номер не присваивается, а выдается свидетельство о допуске, имеющее соответствующий номер. Кроме того, в свидетельстве о допуске также указывается предельная сумма, на которую член саморегулируемой организации вправе заключать договоры.
Представляется, что установление в Федеральном законе N 315-ФЗ требования о регистрационном номере, наименовании, сведений о соответствии члена саморегулируемой организации ее требованиям и иных сведений без одновременного указания таких важнейших для повышения информационной открытости сведений, как информация о номере свидетельства о допуске к работам, о наименовании видов работ, которые вправе выполнять член саморегулируемой организации и предельной сумме, на которую член саморегулируемой организации вправе заключать договоры, является некорректным.
Кроме того, подпунктами "а" и "б" пункта 3 части 4 проектируемой статьи 7.1 Федерального закона предусмотрена необходимость указания в реестре членов саморегулируемой организации сведений о соответствии члена саморегулируемой организации условиям членства в ней. При этом такие сведения устанавливаются отдельно для физических и для юридических лиц. Указанные требования не могут быть в достаточной степени применимы к индивидуальным предпринимателям, так как в соответствии с частями 8, 8.1, 8.2 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения индивидуальными предпринимателями свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (а следовательно, и права членства в саморегулируемой организации), устанавливаются минимальные квалификационные требования как к самому индивидуальному предпринимателю, так и к его работникам в части наличия определенного уровня и профиля образования, повышения квалификации, аттестации, профессиональной переподготовке, определенного стажа работы.
Также в законопроекте не во всех случаях предусмотрено, в каком виде должен быть размещена информация, к которой саморегулируемая организация должна обеспечить открытый доступ. В частности, это касается обеспечения открытого доступа к решениям, принятым общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом: неясно, открытый доступ к указанным решениям должен быть обеспечен путем опубликования соответствующих протоколов в полном объеме либо только в виде выписок из них.
Следует также отметить, что согласно части 7 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемыми организациями могут быть установлены дополнительные требования о наличии у индивидуального предпринимателя определенного имущества, о достижении им положительных результатов проверки квалификации как его самого, так и его работников.
Следовательно, по мнению Комитета, предусмотренные законопроектом сведения, которые должны содержаться в соответствующем реестре и быть размещены на официальном сайте саморегулируемой организации, не соответствуют поставленной цели повышения информационной открытости членов саморегулируемых организаций в области строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий - индивидуальных предпринимателей.
Комитет также обращает внимание, что законопроектом предусмотрен широкий перечень информации, к которой должен быть обеспечен открытый доступ, включая адреса и номера телефонов физических лиц, являющихся членами саморегулируемой организации.
Обеспечение открытого доступа к указанной информации может повлечь нарушение прав и законных интересов лиц, являющихся членами саморегулируемых организаций, и, по мнению Комитета, требует дополнительного обсуждения и соотнесения с положениями федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Учитывая изложенное, проект федерального закона N 136871-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций", по мнению Комитета, нуждается в существенной доработке с учетом указанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.