Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 25 октября 2012 г. N 3.9-23/1
о проекте федерального закона N 136871-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций"
(внесен Правительством Российской Федерации)
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона N 136871-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций" и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записки данный законопроект разработан в целях реализации подпункта "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
Законопроектом предусматривается внесение изменений в федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях (далее - базовый закон), и отраслевые законы: Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", федеральный закон от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В частности, в соответствии с законопроектом изменяется перечень информации и документов, предполагаемой к размещению саморегулируемой организацией на своем официальном сайте в сети Интернет, вводится обязанность саморегулируемой организации по ведению реестра ее членов, устанавливается административная ответственность за нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации.
Поэтому предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, связанные с повышением информационной открытости саморегулируемых организаций, функционирующих на сегодняшний день в целом ряде сфер и отраслей экономической деятельности как институтов негосударственного публичного регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности и контроля.
Вместе с тем, следует учитывать, что при формировании правовой базы саморегулирования в стране под видом учета отраслевой специфики уже установлен широкий разброс требований к раскрытию СРО информации о своей деятельности и деятельности своих членов.
Помимо общего состава документов - и информации, подлежащих раскрытию в соответствии с федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях", дополнительные требования были установлены иными федеральными законами, как правило, в случаях, предусматривающими обязательное членство хозяйствующих субъектов в саморегулируемых организациях.
К тому же, проведенный Минэкономразвития России выборочный мониторинг исполнения саморегулируемыми организациями указанных требований (17,3% от общего числа в 658 СРО с обязательным членством) показал, что у 112 СРО (98 процентов выборки) имелись существенные от них отклонения. При этом в 2 случаях информация о деятельности СРО и их членов полностью отсутствовала на официальных сайтах, а у 6 саморегулируемых организаций такой сайт отсутствовал в принципе.
В тоже время в действующем законодательстве в области саморегулирования отсутствуют ответственность и санкции за нарушения, которые допускают СРО и их должностные лица, в том числе и за несоблюдение норм по информационной открытости.
В определенной мере данная ситуация обуславливается тем, что саморегулирование как явление является достаточно новым для российской экономики с небольшим сроком функционирования, а правовая база находится в стадии формирования.
Поэтому в пояснительной записке отмечается, что законопроект учитывает накопленный опыт правоприменительной практики, связанной с исполнением требований законодательства Российской Федерации в области саморегулирования и направлен на уточнение отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, предусматривающих применение института саморегулируемых организаций для целей регулирования экономической деятельности.
В частности, законопроектом предлагается:
- установить единые требования к содержанию реестра членов саморегулируемых организаций независимо от сферы их деятельности;
- расширить перечень сведений, которые подлежат обязательному размещению саморегулируемыми организациями на их сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- предусмотреть административную ответственность за нарушение саморегулируемыми организациями обязанностей по раскрытию информации.
Особое внимание в законопроекте уделено вопросам формирования реестра членов саморегулируемой организации, являющемуся основным инструментом информирования их потенциальных контрагентов об основных идентификационных и квалифицирующих признаках любого члена саморегулируемой организации, о его соответствии установленным требованиям и об иных сведениях, представляющих интерес для лица, осуществляющего взаимодействие с конкретным членом саморегулируемой организации или только планирующим такое взаимодействие.
Законопроект предусматривает внесение изменений в главу 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об установлении ответственности за неисполнение саморегулируемыми организациями с обязательным членством требований по раскрытию предусмотренной законопроектом информации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами.
Постановка вопроса о необходимости повышения информационной открытости и прозрачности в деятельности саморегулируемых организаций как сорегуляторов деятельности от имени государства в определенных отраслях экономики не вызывает сомнения и полностью поддерживается.
Вместе с тем, к законопроекту имеются следующие замечания.
В соответствии с пунктом 2 части 2 проектируемой статьи 7 закона о саморегулируемых организациях устанавливается обязанность размещения саморегулируемой организацией "на своем сайте в открытом доступе" внутренних документов саморегулируемой организации и изменений, вносимых в указанные документы.
Вместе с тем в законопроекте не уточняется, о каких именно внутренних документах идет речь.
В тоже время к внутренним документам организации могут быть отнесены, например, распорядительные документы, учредительные документы, протоколы, положения, инструкции, штатное расписание, договоры, соглашения, документы информационно-справочного характера.
Также требуют доработки норма пункта 5 части 2 проектируемой статьи 7 закона базового закона, устанавливающая обязанность размещения саморегулируемой организацией решений, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.
Данное требование может повлечь размещение в сети Интернет информации, затрагивающей интересы третьих лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.
В этой связи в рамках базовой концепции саморегулирования всю информацию СРО следует подразделять по крайней мере на 3 части:
- доступную всем;
- доступную государственным надзорным органам;
- предоставляемую по запросам прокуратуры и судебных органов.
Соответственно должны быть прописаны и процедуры, что должно препятствовать возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности, а также положений, вводящих избыточные административные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности.
В противном случае указанные нормы могут привести к неоднозначной практике правоприменения., т.е. требуется их уточнение и конкретизации во избежание неоправданного расширения перечня требуемых для реестра СРО сведений.
Подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 4 проектируемой статьи 7.1 закона о саморегулируемых организациях устанавливается требование о включении в состав сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемой организации и размещаемых в свободном доступе на официальном сайте саморегулируемой организации в сети Интернет, в том числе данных о дате и месте рождения физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В тоже время согласно положению проектируемой части 7 статьи 7.1 базового закона "О саморегулируемых организациях" предусматривается получение согласия физических лиц и индивидуальных предпринимателей на обработку их персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Данное положение нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку законопроектом предусматривается его применение только для саморегулируемых организаций с обязательным членством, но не ясно распространяется ли оно на саморегулируемые организации с добровольным членством.
В тоже время необходимо учитывать, что в настоящее время почти 300 некоммерческих организаций получили статус саморегулируемых на добровольных началах.
С другой стороны, с учетом положения пункта 2 части 1 статьи 6 федерального закона "О персональных данных" допускается обработка персональных данных без получения согласия субъекта персональных данных, если она необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на субъекта функций, полномочий обязанностей.
А в данном случае речь идет о членах саморегулируемых организаций как сорегулятора от имени государства, т.е. института общественного профессионального регулирования.
Нуждается в уточнении и положение проектируемой части 8 статьи 7 базового закона, согласно которому ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязанностей по раскрытию информации несет лишь саморегулируемая организация, членство в которой является обязательным. Тогда как обязанность по размещению на сайте в сети "Интернет" информации согласно части 2 этой же статьи 7 предусматривается в отношении всех саморегулируемых организаций.
Комитет считает необходимым также обратить внимание депутатов Государственной Думы, что требуется кодификация проектируемых норм в отраслевые законы, как с предлагаемыми изменениями в базовый закон, так и принятым в первом чтении проектом федерального закона N 126184-5 "О внесении изменений Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций)
Так, например, пунктом 2 статьи 4 законопроекта вносятся изменения в часть первую статьи 22.3 федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части размещения на официальном сайте саморегулируемых организаций оценщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" документов и сведений, предусмотренных базовым законом и федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 2 статьи 4 законопроекта" следует читать "пунктом 2 статьи 1 законопроекта"
При этом часть документов и сведений, подлежащих размещению саморегулируемой организацией оценщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", аналогична части документов и сведений, предусмотренных статьей 7 базового закона в редакции законопроекта (абзацы третий, четвертый, пятый и другие).
Указанное замечание относится также к пункту 2 статьи 3 законопроекта, предусматривающему внесение изменений в пункт 1 статьи 22.1 федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", относительно размещения на официальном сайте саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" документов и сведений, предусмотренных базовым законом и федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Требуют дополнительного обсуждения и предлагаемые изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно заявленной позиции Верховного Суда Российской Федерации нуждается в уточнении предлагаемое законопроектом отнесение рассмотрения дел об административных правонарушениях указанной категории лиц к исключительной подведомственности арбитражных судов.
Законопроект нуждается в существенной юридико-технической доработке.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 136871-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций" в первом чтении с учетом необходимости доработки законопроекта в процессе его подготовки ко второму чтению в аспекте замечаний и предложений, содержащихся в настоящем заключении.
Первый заместитель |
Ю.А. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.