Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 136871-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив представленный законопроект, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 проекта к функциям саморегулируемой организации оценщиков относится ведение реестра членов саморегулируемой организации оценщиков с соблюдением требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона "О саморегулируемых организациях" и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Данное положение необходимо соотнести с положениями предпоследнего абзаца статьи 22.3 и части второй статьи 24.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которым порядок предоставления информации, содержащейся в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков, по запросам граждан и юридических лиц определяется внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков (в положении о раскрытии информации). Кроме того, в данном положении проекта следует учесть предусмотренную иными его положениями обязанность саморегулируемых организаций размещать информацию, содержащуюся в реестре членов саморегулируемой организации, на официальном сайте саморегулируемой организации в сети Интернет (см., например, пункт 2 статьи 1, пункт 2 статьи 5). Аналогичное замечание относится к положению пункта 1 статьи 6 проекта (см. положение пункта 2 данной статьи).
Применительно к положениям пунктов 1 и 2 статьи 6 проекта следует также отметить, что специальные требования к ведению реестра членов саморегулируемой организации кредитных кооперативов и размещению такой саморегулируемой организацией в сети Интернет документов и информации в Федеральном законе "О кредитной кооперации" не предусмотрены.
Указание в положении подпункта "б" пункта 2 статьи 1 проекта на обязанность саморегулируемой организации оценщиков по размещению на ее официальном сайте в сети Интернет правил деловой и профессиональной этики представляется излишним, учитывая положение подпункта "а" данного пункта и предлагаемое проектом положение пункта 2 части 2 статьи 7 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", на основании которых саморегулируемая организация оценщиков обязана размещать на ее официальном сайте в сети Интернет документы, требования к разработке которых установлены Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, полагаем необходимым в подпункте "в" пункта 2 статьи 1 проекта предусмотреть исключение также и положения абзаца шестого статьи 22.3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а в пункте 1 статьи 4 проекта - исключение пунктов 1, 3, 8, 9 статьи 55.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (см. часть 5 предлагаемой статьи 7.1, пункты 3, 5, 12 части 2 предлагаемой редакции статьи 7 Федерального закона "О саморегулируемых организациях"). Аналогичное замечание относится к положению абзаца пятого пункта 2 статьи 3 проекта.
Согласно положению пункта 1 статьи 3 проекта саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечивать свободный доступ к сведениям, включаемым в реестр членов данной саморегулируемой организации, в порядке, установленном регулирующим органом, в связи с чем полагаем необходимым уточнить, что такой порядок устанавливается регулирующим органом с учетом требований к раскрытию указанной информации, предусмотренным Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" (см. предлагаемые в проекте положения статей 7 и 7.1 данного Федерального закона).
Положение пункта 1 части 2 предлагаемой редакции статьи 7 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон) нуждается в доработке с учетом положения части 1 предлагаемой статьи 7.1 Федерального закона, согласно которому информация о лицах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, включается в реестр членов саморегулируемой организации.
Поскольку порядок размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях их сохранения и прироста определяется принятой ею инвестиционной декларацией (см. статью 13 Федерального закона), положение пункта 2 части 2 предлагаемой редакции статьи 7 Федерального закона нуждается в соотнесении с положением пункта 7 данной части, согласно которому информация об инвестиционной декларации размещается на сайте саморегулируемой организации в сети Интернет в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положение пункта 9 части 2 предлагаемой редакции статьи 7 Федерального закона нуждается в соотнесении с положением пункта 1 данной части и положением подпункта "а" пункта 3 части 4 предлагаемой статьи 7.1 Федерального закона, согласно которым информация об аттестации члена саморегулируемой организации размещается на сайте саморегулируемой организации в сети Интернет в составе сведений реестра членов саморегулируемой организации. Аналогичное замечание относится к положению пункта 10 части 2 предлагаемой редакции статьи 7 в части его соотношения с положением пункта 5 части 4 предлагаемой статьи 7.1.
Положение пункта 12 части 2 предлагаемой редакции статьи 7 Федерального закона нуждается в доработке с учетом положения пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. Аналогичное замечание относится к положению подпункта "в" пункта 2 части 4 предлагаемой статьи 7.1 Федерального закона.
Поскольку обязанность по размещению на сайте в сети Интернет информации, указанной в части 2 предлагаемой редакции статьи 7 Федерального закона, предусмотрена в отношении всех саморегулируемых организаций, нуждается в уточнении положение части 8 данной статьи, в котором определено, что ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязанностей по раскрытию информации несет в соответствии с законодательством Российской Федерации саморегулируемая организация, членство в которой в соответствии с федеральными законами является обязательным.
Положение подпункта "а" пункта 2 части 4 предлагаемой статьи 7.1 Федерального закона, относящее информацию о дате и месте рождения члена саморегулируемой организации - физического лица к информации, размещаемой на сайте в сети Интернет, следует согласовать с положением пункта 1 части 6 данной статьи, в соответствии с которым такая информация относится к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В пункте 6 части 4 предлагаемой статьи 7.1 Федерального закона к размещаемой на сайте в сети Интернет информации, содержащейся в реестре членов саморегулируемой организации, относятся сведения о случаях привлечения членов саморегулируемой организации к ответственности за нарушение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, в связи с чем необходимо уточнить характер таких федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Согласно положению части 7 предлагаемой статьи 7.1 Федерального закона саморегулируемая организация, членство в которой в соответствии с федеральными законами является обязательным, обеспечивает получение согласия физических лиц и индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации на обработку их персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Данное положение нуждается в дополнительном обсуждении с учетом того, что Федеральным законом в предлагаемой проектом редакции предусматривается обязательное включение саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации определенных персональных данных и их размещение на сайте в сети Интернет, а также с учетом положения пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных", в соответствии с которым допускается обработка персональных данных без получения согласия субъекта персональных данных, если она необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей. Вместе с тем не ясно, почему указанное выше требование предъявляется только к саморегулируемым организациям, членство в которых в соответствии с федеральными законами является обязательным.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.