Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 142750-6 "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемым проектом федерального закона предлагается комплекс законодательных мер в связи с подготовкой и проведением Чемпионата мира ФИФА по футболу 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 года в Российской Федерации.
В частности, в статье 28 законопроекта в целях реализации государственных гарантий, выданных Российской Федерацией Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), предлагается установление ряда налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), налогу на прибыль организаций, транспортному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц, а также льготы по уплате государственных пошлин.
В частности, предлагается:
- определить порядок постановки на учет в налоговых органах Российской Федерации обособленных подразделений ФИФА, ее дочерних организаций, конфедераций, национальных организаций, контрагентов ФИФА, являющихся иностранными организациями;
- не признавать налогоплательщиками НДС и налога на прибыль организаций ФИФА и дочерние организации ФИФА, являющиеся иностранными организациями, а также конфедерации, национальные ассоциации, вещатели ФИФА, поставщики услуг ФИФА, являющиеся иностранными организациями, в части осуществления ими операций, связанных с проведением мероприятий, связанных с подготовкой и проведением соревнований;
- не признавать объектом налогообложения НДС операции по реализации Оргкомитетом "Россия-2018", Российским футбольным союзом, вещателями ФИФА и поставщиками услуг ФИФА, являющимися российскими организациями, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, связанных с проведением мероприятий, связанных с подготовкой и проведением соревнований;
- установить нулевую ставку НДС на товары (работы, услуги) и имущественные права, реализуемые ФИФА, ее дочерним организациям, а также на товары (работы, услуги) и имущественные права, реализуемые Оргкомитету "Россия-2018", национальным ассоциациям, в том числе Российскому футбольному союзу, вещателям ФИФА, поставщикам услуг ФИФА в связи с проведением мероприятий, связанных с подготовкой и проведением соревнований. При этом предполагается, что порядок применения указанной ставки НДС будет установлен Правительством Российской Федерации;
- освободить от налога на доходы физических лиц: доходы в денежной и натуральной формах в виде оплаты расходов на оформление и выдачу виз, приглашений, стоимости проезда, проживания, питания, экипировки, обучения, услуг связи, транспортного обеспечения и т.д., полученные физическими лицами, в том числе волонтерами, от Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), конфедераций, национальных ассоциаций, Российского футбольного союза, и т.д.; доходы в денежной и натуральной формах, полученные за поставку товаров и оказание услуг от иностранных организаций физическими лицами, внесенными в список ФИФА, въехавшими на территорию Российской Федерации и покинувшими ее в течение 60 дней до первого матча соревнований или 60 дней после последнего матча каждого из соревнований;
- не включать в доходы (расходы), учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, доходы (расходы), полученные (понесенные) Оргкомитетом "Россия-2018", Российским футбольным союзом, вещателями ФИФА и поставщиками услуг ФИФА, являющимися российскими организациями, в связи с проведением мероприятий, связанных с подготовкой и проведением соревнований;
- не признавать основанием для образования постоянного представительства факт осуществления деятельности конфедерациями, национальными ассоциациями, вещателями ФИФА, поставщиками услуг ФИФА, учрежденными, зарегистрированными или основанными вне территории Российской Федерации;
- не облагать у источника выплаты доходы в виде дивидендов, выплачиваемых российской организацией конфедерациям, национальным ассоциациям, вещателям ФИФА, поставщикам услуг ФИФА, если доходы от деятельности организации, выплачивающей дивиденды, связаны с проведением мероприятий, связанных с подготовкой и проведением соревнований;
- не исчислять и не удерживать суммы налога с доходов, выплачиваемых ФИФА и ее дочерним организациям, а также конфедерациям, национальным ассоциациям, вещателям ФИФА, поставщикам услуг ФИФА в связи с проведением мероприятий, связанных с подготовкой и проведением соревнований.
- не признавать плательщиками транспортного налога ФИФА и ее дочерние организации, а также конфедерации, национальные ассоциации, в том числе Российский футбольный союз, Оргкомитет "Россия-2018", вещателей ФИФА, поставщиков услуг ФИФА в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно для целей мероприятий, связанных с подготовкой и проведением соревнований.
Кроме того, законопроектом предлагаются нормы, согласно которым не уплачивается государственная пошлина:
- за государственную регистрацию юридических лиц, создаваемых ФИФА, дочерними организациями ФИФА, конфедерациями, национальными ассоциациями, в том числе Российским футбольным союзом и т.д.;
- за аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации ФИФА, дочерними организациями ФИФА, конфедерациями, национальными ассоциациями, контрагентами ФИФА;
- за выдачу приглашения иностранному гражданину или лицу без гражданства, принимающему участие в подготовке и проведении мероприятий, определяемых в соответствии со статьей 2 рассматриваемого законопроекта, в период с даты вступления в силу федерального закона по 31 декабря 2018 года включительно;
- за выдачу визы либо продление срока ее действия иностранному гражданину или лицу без гражданства, принимающему участие в подготовке и проведении мероприятий, связанных с подготовкой и проведением соревнований, в период с даты вступления в силу федерального закона по 31 декабря 2018 года включительно;
- за нотариальные действия, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, аккредитацией филиалов и представительств иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации для целей подготовки и (или) проведения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением соревнований (освобождение предусматривается в отношении ФИФА, ее дочерних организаций, конфедераций, национальных ассоциаций, в том числе Российского футбольного союза, Оргкомитета "Россия 2018").
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет в то же время считает необходимым обратить внимание на следующее.
В отношении поправки, предусматривающей установление нулевой ставки НДС на товары (работы, услуги), реализуемые ФИФА и ее дочерним организациям, а также на товары (работы, услуги) и имущественные права, реализуемые Оргкомитету "Россия-2018", национальным ассоциациям, в том числе Российскому футбольному союзу, вещателям ФИФА, поставщикам услуг ФИФА в связи с проведением мероприятий, связанных с подготовкой и проведением соревнований, а также возложение на Правительство Российской Федерации обязательства по утверждению порядка применения указанной ставки НДС, Комитет отмечает целесообразность определения указанного порядка нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), а не подзаконного акта Правительства Российской Федерации, как это предлагается законопроектом. При этом, принимая во внимание, что результатом применения указанной нормы будут являться суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета и, соответственно, администрированию в особом порядке, Комитет считает целесообразным конкретизировать перечень товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению по нулевой ставке НДС (проектируемый подпункт 13 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса).
Целесообразно уточнить редакцию нормы проектируемого пункта 57 статьи 217 Налогового кодекс, предусматривающего освобождение от налогообложения доходов физических лиц в денежной и натуральной формах, полученных за поставку товаров и оказание услуг от иностранных организаций физическими лицами, внесенными в список ФИФА, поскольку из ее смысла вытекает, что данная льгота действует на весь временной период, за исключением периода проведения соревнований, а также периодов в 60 дней до и после проведения первого и последнего матча, соответственно. Вместе с этим, представляются неясными основания исключения указанных периодов из общего временного периода действия льготы.
Обращается также внимание на то, что статья 34 законопроекта не устанавливает период, до которого (с учетом сроков проведения мероприятий, предусмотренных рассматриваемым законопроектом) подлежат применению нормы части первой и части второй Налогового кодекса в редакции рассматриваемого законопроекта (законопроект устанавливает только периоды действия норм проектируемых подпунктов 22 и 23 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса, предусматривающих освобождение от уплаты госпошлины, соответственно, за выдачу приглашения и за выдачу визы иностранному гражданину, принимающему участие в соответствующих мероприятиях).
Кроме того, Комитет считает, что рассмотрение поправок в части первую и вторую Налогового кодекса должно осуществляться в рамках рассмотрения проекта федерального закона, относящегося к сфере законодательства о налогах и сборах.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по бюджету и налогам поддерживает принятие проекта федерального закона N 142750-6 "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных в настоящем заключении замечаний и исключения из нее статьи 28.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.