Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 142750-6 "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрен в части, относящейся к компетенции Комитета, проект федерального закона N 142750-6 "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Указанный законопроект нацелен на правовое регулирование отношений, возникающих в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года. Как отмечается в пояснительной записке, основной идеей законопроекта является создание единых правовых основ для комплексной реализации правительственных деклараций и государственных гарантий, данных Российской Федерацией Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), что позволит обеспечить высокий уровень проведения в Российской Федерации указанных спортивных мероприятий.
С учетом характера государственных гарантий, принятых на себя Российской Федерацией, законопроект определяет, в частности, особенности въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с подготовкой и проведением соревнований, особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением мероприятий.
Законопроект устанавливает особый облегченный порядок въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, задействованных в подготовке и проведении Чемпионата мира ФИФА по футболу 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 года. Для иностранных граждан и лиц без гражданства, задействованных в мероприятиях, связанных с подготовкой и проведением указанных соревнований, а также иностранных граждан-участников этих соревнований законопроект устанавливает возможность въезда в Российскую Федерацию, пребывания на территории Российской Федерации и выезда с территории Российской Федерации в период проведения мероприятий и в течение пяти месяцев до начала периода проведения мероприятий без оформления виз на основании действительных документов, удостоверяющих личность, и на основании включения в список физических лиц ФИФА, формируемый Оргкомитетом "Россия-2018". Порядок формирования списка физических лиц ФИФА определяется Правительством Российской Федерации.
В целях реализации государственной гарантии Российской Федерации "Разрешение на работу" законопроект предусматривает особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, связанные с подготовкой и проведением соревнований Чемпионата мира ФИФА по футболу 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 года.
Законопроект устанавливает иные по сравнению с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" правила осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации. Так, на период с даты вступления в силу рассматриваемого федерального закона по 31 декабря 2018 года включительно предлагается закрепить право иностранных граждан и лиц без гражданства, заключивших трудовые или гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг) с ФИФА, конфедерациями ФИФА, национальными ассоциациями ФИФА, Российским футбольным союзом, Оргкомитетом "Россия-2018", дочерними организациями ФИФА, коммерческими партнерами ФИФА, контрагентами ФИФА, вещателями ФИФА и поставщиками услуг ФИФА, осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без получения разрешений на работу. В соответствии с законопроектом аналогичное право предоставляется участникам Чемпионата мира ФИФА по футболу 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 года в период проведения данных соревнований.
Согласно ч. 1 статьи 9 законопроекта в период с даты вступления в силу федерального закона по 31 декабря 2018 года включительно не требуется получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников на территории Российской Федерации для ФИФА, конфедераций, национальных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета "Россия-2018", дочерних организаций ФИФА, контрагентов ФИФА в случае заключения указанными лицами с иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), связанных с подготовкой и проведением мероприятий. При этом указанные организации обязаны уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о фактах привлечения к трудовой деятельности иностранных работников и прекращения с ними трудовых отношений.
В соответствии с п. 4.7 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, также обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Учитывая возможные значительные масштабы привлечения иностранной рабочей силы на длительный срок, в целях предотвращения негативных последствий для российского рынка труда (в частности, нелегального трудоустройства многочисленных иностранных граждан и лиц без гражданства, привлеченных к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением спортивных мероприятий) представляется целесообразным установить в ч. 1 статьи 9 законопроекта обязанность работодателей (заказчиков работ, услуг) также уведомлять орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Кроме того, необходимо установить срок и определить порядок соответствующего уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в субъекте Российской Федерации.
Предложенная законопроектом редакция не учитывает случаи прекращения с иностранными работниками и лицами без гражданства гражданско-правовых отношений по выполнению работ (оказанию услуг). В целях устранения пробела и унификации терминологии законопроекта с действующим законодательством предлагается заменить в ч. 1 статьи 9 законопроекта оборот "о фактах привлечения к трудовой деятельности иностранных работников и прекращения с ними трудовых отношений" словами "о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками".
Определенные сомнения вызывает редакция ч. 2 статьи 9 законопроекта, в соответствии с которой в период с даты вступления в силу федерального закона по 31 декабря 2018 года включительно иностранные граждане и лица без гражданства, заключившие трудовые договоры или гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг), связанных с подготовкой и проведением мероприятий, с ФИФА, конфедерациями, национальными ассоциациями, Российским футбольным союзом, Оргкомитетом "Россия-2018", дочерними организациями ФИФА, контрагентами ФИФА вправе осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без получения разрешений на работу.
Из предложенной законопроектом редакции не вполне ясно, идет ли речь об осуществлении иностранными работниками трудовой деятельности, обеспечивающей подготовку и проведение мероприятий Чемпионата мира ФИФА по футболу 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 года в субъектах Российской Федерации, на территории которых эти мероприятия будут проходить, либо о любой трудовой деятельности на территории любого субъекта Российской Федерации. Данное положение, безусловно, требует уточнения.
Часть 1 статьи 10 законопроекта закрепляет за ФИФА, конфедерациями, национальными ассоциациями, Российским футбольным союзом, Оргкомитетом "Россия-2018", дочерними организациями ФИФА, контрагентами ФИФА право устанавливать работникам, трудовая функция которых связана с подготовкой и проведением мероприятий, режим ненормированного рабочего дня.
Согласно положениям статьи 101 Трудового кодекса Российской Федерации ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Следует отметить, что превышение рабочих часов над установленной для работника нормой при ненормированной работе должно быть эпизодическим и работодатель не вправе систематически привлекать работника к выполнению его обязанностей после окончания рабочего дня. Таким образом, круг работников, которым в соответствии с предложенной законопроектом редакцией может быть установлен ненормированный рабочий день, представляется неоправданно широким.
В связи с этим в части 1 статьи 10 законопроекта следует уточнить, что ненормированный рабочий день может быть установлен работникам, чья трудовая функция непосредственно связана с подготовкой и проведением мероприятий, а также дополнить положением о порядке формирования перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем.
Поскольку положения части 2 статьи 10 законопроекта затрагивают на протяжении длительного срока интересы неопределенно широкого круга работников (в частности, из числа работников контрагентов ФИФА, перечень которых является открытым (см. п. 14 ст. 2 законопроекта), следует дополнить эту часть положением о том, что соответствующие перечни профессий, должностей работников, привлекаемых к работе в ночное время, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Аналогичное замечание относится и к части 3 статьи 10 законопроекта.
Соглашаясь с важностью обеспечения государственных гарантий, принятых на себя Российской Федерацией в связи с подготовкой и проведением Чемпионата мира ФИФА по футболу 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 года, следует отметить, что ввиду предоставления рассматриваемым законопроектом широкому кругу иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существенных преференций в сфере труда и занятости, необходимо предусмотреть возможности принятия своевременных и эффективных мер для исключения ситуаций, когда на национальном рынке труда иностранные работники могут оказаться в гораздо более привилегированном положении, нежели граждане Российской Федерации. С этой целью следует, в том числе, организовать проведение специального мониторинга и провести дополнительный анализ возможных последствий применения положений рассматриваемого законопроекта для российского рынка труда.
Законопроектом предусматривается внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в части освобождения всех субъектов, связанных с организацией Чемпионата мира по футболу, от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с выплат, производимых волонтерам на возмещение их расходов.
Предлагаемое законопроектом N 142750-6 правовое регулирование отношений, возникающих в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года, в целом соответствует аналогичным решениям, принятым ранее в связи с подготовкой к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи, а также к Студенческой Универсиаде в городе Казани в 2013 году.
С учетом изложенных замечаний и предложений Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает принятие проекта федерального закона N 142750-6 "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.