Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательства
по проекту федерального закона N 142750-6 "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательства рассмотрел проект федерального закона N 142750-6 "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и сообщает следующее.
Законопроект определяет правовую основу комплексных мер для реализации правительственных деклараций и государственных гарантий, данных Российской Федерацией Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), что, в свою очередь, должно обеспечить проведение в Российской Федерации Чемпионата мира ФИФА по футболу 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 года на высоком уровне.
По мнению Комитета, принятие законопроекта положительно скажется на развитии событийного и спортивного въездного туризма и увеличению потока спортивных болельщиков и туристов как во время проведения в России Чемпионата мира ФИФА по футболу 2018 года, так и после него. Для туриндустрии принятие законопроекта представляет большой интерес, т.к. им определяются особенности въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с подготовкой и проведением соревнований и особенности передвижения автомобильным транспортом и железнодорожным транспортом общего пользования в период проведения соревнований.
Также законопроектом регламентированы вопросы обеспечения конкуренции при подготовке и проведению мероприятий Чемпионата. В соответствии со статьей 20 законопроекта действия Оргкомитета "Россия-2018", дочерних организаций ФИФА, национальных ассоциаций, связанные с исполнением соглашений о проведении соревнований, могут иметь преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, что не является нарушением антимонопольного законодательства. Данная мера является обычной при проведении подобных соревнований, поскольку деятельность указанных организаций связана с исполнением обязательств Российской Федерации, как принимающей стороны Чемпионата мира.
Для иных хозяйствующих субъектов, не уполномоченных ФИФА, определен подробный перечень действий, которые будут признаваться недобросовестной конкуренцией и повлекут ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. К таким действиям относятся незаконное использование символики, использование сходной символики, введение в заблуждение потребителей для получения преимуществ в коммерческих целях и другое незаконное воздействие на целевую аудиторию соревнований, которые могут нанести вред организации и проведению Чемпионата.
Комитет отмечает, что необходимо ограничить срок действия статьи 20 законопроекта, распространив ее на действия хозяйствующих субъектов (в том числе оргкомитета, национальных ассоциаций и прочих агентов ФИФА) в период подготовки и проведения соревнований. Кроме того, представляется не совсем корректной запись о том, что преимущества уполномоченных ФИФА организаций не признаются недобросовестной конкуренцией. По мнению Комитета, правильнее было бы записать, что указанные преимущества не признаются нарушением антимонопольного законодательства и не влекут соответствующих последствий.
Подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 20 аналогичны друг другу, поскольку незаконное использование символики при введении в оборот товаров и услуг является по сути действиями, направленными на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, следовательно подпункт 2 целесообразно исключить.
В части размещения (распространения) рекламы в период подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года законопроектом устанавливаются особенности для указанного вида деятельности. Статьей 18 законопроекта предлагается установить требование о согласовании с ФИФА всей рекламы, которая распространяется любыми способами, в радиусе две тысячи метров от мест проведения мероприятий.
Введение такого особого способа регулирования рекламы с чрезмерно большим радиусом территории представляется не совсем обоснованным. Так, например, Федеральным законом от 01 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что при проведении Олимпиады в Сочи в 2014 году согласование размещения (распространения) наружной рекламы на олимпийских объектах, рекламы внутри олимпийских объектов, в местах проведения спортивных мероприятий и церемоний Олимпийских игр и Паралимпийских игр и на расстоянии ближе чем 1000 метров от таких объектов и мест, а также в воздушном пространстве над ними.
Кроме того, в статье 2 законопроекта вводятся такие основные понятия как понятие "мероприятие", под которым понимаются не только непосредственно спортивные мероприятия, но также и иные мероприятия - конференции, конгрессы, семинары, публичные трансляции матчей соревнований, мероприятия для болельщиков, рекламные кампании, благотворительные, социальные мероприятия. При этом, перечень таких мероприятий не является исчерпывающим.
Таким образом, широкое толкование понятия "мероприятие" вводит правовую неопределенность и допускает возможность злоупотребления при установлении необходимости согласования с ФИФА рекламы, размещаемой в определенной близости от мест проведения мероприятий, что, по мнению Комитета, является нецелесообразным и требует доработки.
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательства поддерживает принятие проекта федерального закона N 142750-6 "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.