Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 142750-6 "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации,
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив указанный проект федерального закона, Правовое управление сообщает следующее.
В наименовании законопроекта и его содержании говорится о Чемпионате мира по футболу ФИФА 2018 года. Между тем в положениях ряда нормативных правовых актов Российской Федерации указанный чемпионат по футболу упоминается без употребления аббревиатуры "ФИФА" (см., например, пункт 26 части 2 статьи 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 1218 и от 1 сентября 2012 года N 879).
Положения пунктов 5 и 13 статьи 2 законопроекта нуждаются во взаимном согласовании, а также в согласовании с положениями статьи 3 законопроекта по вопросу о том, кто выступает в качестве организатора соревнований и осуществляет их подготовку и проведение. Так, например, из содержания пункта 13 статьи 2 законопроекта следует, что в качестве организаторов соревнований и иной деятельности, связанной с их подготовкой и проведением, выступают ФИФА, Российский футбольный союз и Оргкомитет "Россия-2018", однако в части 1 статьи 3 законопроекта предусмотрено, что единственным организатором соревнований является ФИФА.
Указание в предлагаемом определении понятия "заявочная книга" (статья 2 законопроекта) о том, что в заявочной книге содержатся "декларированные обязательства Российской Федерации, включая правительственную декларацию и правительственные гарантии, выданные Российской Федерацией ФИФА, а также декларированные обязательства Российского футбольного союза, поданные в установленном порядке в ФИФА при процедуре определения принимающей стороны Чемпионата мира и Кубка конфедерации", нуждается в согласовании с положением пункта 9 статьи 2 законопроекта, из которого следует, что организацией, отвечающей перед ФИФА за проведение Чемпионата мира и Кубка конфедераций в Российской Федерации, является Оргкомитет "Россия-2018". При этом необходимо уточнить значение используемых в данном определении, а также в положениях статьи 24 законопроекта понятий "правительственная декларация" и "правительственные гарантии". В части 2 статьи 24 законопроекта следует также уточнить правовое значение положения о том, что Российская Федерация, действуя через уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, за счет средств федерального бюджета выступает в защиту ФИФА, дочерних организаций ФИФА, Российского футбольного союза, Оргкомитета "Россия-2018", контрагентов ФИФА, а также работников указанных организаций в рамках гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах".
Предлагаемое определение понятия "дочерняя организация ФИФА" (пункт 19 статьи 2 законопроекта) следует соотнести с положением пункта 1 статьи 105 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим иные критерии признания хозяйственного общества дочерним.
Часть 3 статьи 3 законопроекта необходимо уточнить, имея в виду, что речь в указанном положении должна идти о проведении соответствующих соревнований на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а не о соревнованиях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как указано в представленной редакции.
Поскольку Оргкомитет "Россия-2018" является автономной некоммерческой организацией (часть 1 статьи 4 законопроекта), положение части 7 статьи 4 законопроекта о том, что Оргкомитет "Россия-2018" не может быть признан несостоятельным (банкротом), следует соотнести с положениями пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом).
Статья 11 законопроекта требует доработки, так как юридические лица участвовать в соревнованиях (см. сокращение этого понятия в пункте 6 статьи 2 законопроекта), как это следует из положений указанной статьи, не могут. В соответствии с Федеральным законом "О физической культуре и спорте" в соревнованиях участвуют спортсмены или команды спортсменов. Обращаем также внимание на некорректную формулировку в указанном положении: "обеспечивается безопасность юридических лиц".
В положениях пунктов 4 и 5 части 4 статьи 6 законопроекта следует уточнить понятие и правовой статус соглашений, заключаемых ФИФА с муниципальными образованиями, а также лицами, в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении которых находятся спортивные объекты, гостиницы и иные средства размещения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 13 законопроекта в период подготовки и проведения соревнований в Российской Федерации не допускается установление в отношении резидентов и нерезидентов ограничения купли-продажи через уполномоченные банки валюты Российской Федерации и иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. В связи с этим обращаем внимание, что согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) в отношении резидентов такие валютные операции осуществляются без ограничений не только в период подготовки и проведения чемпионата.
Согласно части 3 статьи 13 законопроекта в период подготовки и проведения соревнований в Российской Федерации ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется лицами, включенными в список физических лиц ФИФА, без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза. Аналогичное положение уже содержится в статье 15 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которой ввоз и вывоз иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации осуществляется без ограничений в отношении любых физических лиц, а не только включенных в список физических лиц ФИФА.
В статье 14 законопроекта предусматриваются положения об обеспечении бесплатного проезда между населенными пунктами, в которых проводятся матчи соревнований, при этом такое право распространяется и на железнодорожный транспорт в пригородном сообщении. Поскольку утвержденные ФИФА населенные пункты в Российской Федерации, в которых будут проводиться матчи соревнований, находятся в разных субъектах Российской Федерации, указанные положения нуждаются в дополнительном обсуждении с точки зрения наличия между такими населенными пунктами пригородного железнодорожного сообщения. Кроме того, в положении пункта 3 части 1 статьи 14 следует уточнить, органы исполнительной власти каких субъектов Российской Федерации и в каком порядке должны определять организации, осуществляющие бесплатные перевозки автомобильным транспортом (кроме такси) между указанными населенными пунктами. Аналогичное замечание относится к положению пункта 2 части 3 статьи 14.
Положения статьи 16 законопроекта, предусматривающие обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, нуждаются в доработке с учетом требований пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" к федеральным законам, содержащим положения об обязательном страховании, в частности, о необходимости определения такими федеральными законами перечня страховых случаев, минимального размера страховой суммы или порядка ее определения, срока и порядка уплаты страховой премии (страховых взносов), порядка определения размера страховой выплаты (см. также пункт 3 статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 17 законопроекта ФИФА вправе использовать символику соревнований и осуществлять фотосъемку мероприятий в любой форме и любым не противоречащим закону способом, при этом использование данных прав третьими лицами допускается при условии заключения соответствующего договора с ФИФА или с уполномоченными ФИФА организациями. Данные положения законопроекта нуждаются в доработке, поскольку из их содержания вытекает запрет на использование символики соревнований (например, их официального названия) не только в коммерческих, но также в личных или информационных целях, запрет фотосъемки мероприятий в личных целях. При этом указанные положения нуждаются в соотнесении с положениями статьи 19 законопроекта, в которых право ФИФА на использование символики соревнований изложено в более узкой форме. Аналогичное замечание относится к положениям статьи 21 законопроекта, из содержания которых следует, что частное лицо не вправе уступить свой билет на посещение мероприятий другому частному лицу без заключения соответствующего договора с ФИФА.
Кроме того, нуждаются в доработке положения пункта 20 статьи 2 проекта, раскрывающие понятие "символика соревнований". Так, нуждается в дополнительном обсуждении возможность отнесения к символике конкретных соревнований таких понятий, как "кубок мира", "чемпионат мира", поскольку данные понятия применимы к соревнованиям во многих видах спорта. Следует уточнить значение используемых понятий "официальные талисманы соревнований, официальные плакаты, официальная опознавательная символика, официальный дизайн и официальные девизы мероприятий", "любые иные обозначения, эмблема, название, идентифицирующий объект или символ, разработанный и принадлежащий ФИФА для официального использования на мероприятиях". Также в положениях частей 2 и 3 статьи 19 необходимо уточнить, что понимается под "имитацией и видоизменением символики соревнований".
В части 1 статьи 18 законопроекта предусматривается запрет на размещение (распространение) рекламы в местах проведения мероприятий и на расстоянии ближе чем две тысячи метров от внешних границ таких мест без согласия ФИФА или уполномоченной ФИФА организации, в связи с чем нуждается в дополнительном обсуждении обоснованность предлагаемой величины такого расстояния, при этом необходимо уточнить, распространяется ли данное ограничение на рекламу, распространение которой началось ранее чем за один месяц до соответствующего соревнования.
Частью 2 статьи 28 законопроекта предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которым Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) и дочерние организации ФИФА, конфедерации, национальные ассоциации, вещатели ФИФА, поставщики услуг ФИФА, Оргкомитет "Россия - 2018", Российский футбольный союз, физические лица, внесенные в список ФИФА не будут облагаться отдельными налогами. Данные проектируемые положения следует соотнести с пунктом 1 статьи 56 НК РФ, согласно которому нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
В части 3 статьи 26 проекта полагаем необходимым определить критерии, которыми должно руководствоваться Правительство Российской Федерации при осуществлении государственного регулирования цен на гостиничное обслуживание в субъектах Российской Федерации, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (помимо предусмотренного требования о том, что устанавливаемые Правительством Российской Федерации цены на гостиничное обслуживание определяются исходя из присвоенной гостинице или иному средству размещения категории).
Пунктом 3 части 2 статьи 28 законопроекта предлагается дополнить пункт 1 статьи 164 НК РФ подпунктом 13, согласно которому будет облагаться налогом на добавленную стоимость по нулевой налоговой ставке реализация товаров (работ, услуг) и имущественных прав, реализуемых Международной федерацией футбольных ассоциаций (ФИФА), а порядок применения указанного подпункта должен устанавливаться Правительством Российской Федерации. В этой связи обращаем внимание на статьи 1, 2 и 17 НК РФ, согласно которым налоговая ставка, порядок исчисления и порядок уплаты налога относятся к обязательным элементам налога, которые должны быть определены при установлении налога, а отношения по установлению налогов регулируются исключительно законодательством о налогах и сборах, постановление Правительства Российской Федерации к которому не относится.
Замечания юридико-технического характера, а также правка по тексту главы 13 законопроекта прилагаются.
Приложение: на 25 листах.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.