Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 151498-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в части уточнения перечня юридических лиц, на которых распространяется действие Закона) - внесен депутатами Государственной Думы И.Ю. Фахритдиновым, М.М. Галимардановым, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 151498-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в части уточнения перечня юридических лиц, на которых распространяется действие Закона) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы И.Ю. Фахритдиновым, М.М. Галимардановым, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223), направленные на исключение из перечня субъектов, подпадающих под правовое регулирование Закона N 223, дочерних хозяйственных обществ субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (далее - организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности), в случае, если закупки основной компании (далее - материнской компании) составляют не более чем десять процентов от годового дохода указанных дочерних обществ за предшествующий календарный год.
В пояснительной записке к законопроекту авторы указывают, что применение норм Закона N 223-ФЗ возлагает на дочерние предприятия субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, существенные дополнительные издержки и риски, что ведет к снижению их конкурентоспособности. Дополнительная регламентация закупочных процедур, по мнению авторов, ставит дочерние общества субъектов естественных монополий, и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, действующих на конкурентных рынках, в неравное положение по сравнению с их частными конкурентами. Потеря конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе может привести к снижению инвестиционной привлекательности этих компаний, росту стоимости заемных средств для них.
По мнению Комитета, концепция законопроекта заслуживает поддержки с учетом того, что деятельность данных организаций направлена на извлечение прибыли, и, как следствие, уменьшение издержек производства, в том числе путем оптимизации расходов на закупку товаров, работ, услуг.
При этом у Комитета есть ряд замечаний по данному законопроекту.
Проектируемым пунктом 3 статьи 1 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг дочерними хозяйственными обществами субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, у которых по данным бухгалтерского учета за предшествующий календарный год годовой доход от закупки товаров, работ, услуг основными обществами составляет более 10 процентов от годового дохода указанных дочерних обществ.
В этой связи необходимо отметить, что терминология, использованная в законопроекте, не в полной мере соотносится с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (вступает в силу с 1 января 2013 года) - далее Закон N 402-ФЗ.
Так, в соответствии с частью 2 ст. 1 Закона N 402-ФЗ под бухгалтерским учетом понимается формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных данным Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными данным Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии со ст. 3 Закона N 402-ФЗ установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность - это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;
Частями 2 и 3 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.
Таким образом, представляется целесообразным использовать в законопроекте понятие "данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности", а не "данные бухгалтерского учета".
Кроме того, использованный в законопроекте критерий "доход дочернего общества от закупки товаров, работ, услуг основным обществом" нуждается в корректировке, поскольку доход - это экономическая выгода, получаемая субъектом от осуществления своей деятельности, в том числе путем реализации товаров, работ и услуг, а не путем их закупки.
По мнению Комитета, требует также дополнительного обсуждения вопрос о размере годового дохода дочерних обществ от закупки у них товаров, работ, услуг основными обществами, установленный в законопроекте (10%), поскольку в пояснительной записке обоснование указанного размера не дано.
С учетом того, что законопроектом предлагается исключить из перечня организаций, попадающих под правовое регулирование Закона N 223-ФЗ, дочерние общества субъектов естественных монополий, и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, указанные в законопроекте, соответствующие изменения необходимо произвести в части 7 статьи 8 данного закона.
По мнению Комитета, все вышеуказанные замечания должны быть учтены при доработке проекта федерального закона ко второму чтению.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддерживает проект федерального закона N 151498-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.