Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
по проекту федерального закона N 164862-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности рассмотрел проект федерального закона N 164862-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В целях комплексного совершенствования системы государственного регулирования промышленной безопасности законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, а также федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", "О безопасности гидротехнических сооружений", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Законопроектом уточняются критерии идентификации опасных производственных объектов. Вводится классификация опасных производственных объектов по 4 классам опасности.
В соответствии с предлагаемой классификацией устанавливаются различные требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, включающие:
- дифференциацию режимов федерального государственного надзора;
- создание систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности;
- исключение обязанности разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах IV класса опасности;
- введение уведомительного порядка начала деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов IV класса опасности.
Законопроектом предусматривается:
- объединение двух лицензируемых Ростехнадзором вида деятельности (эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов), а также упразднение его функции по выдаче разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах;
- введение исчерпывающий перечень случаев, при которых необходимо проведение экспертизы промышленной безопасности;
- установление федеральными нормами и правилами промышленной безопасности случаев, при которых возможно опытное применение технических устройств без проведения экспертизы промышленной безопасности при условии соблюдения параметров технологического процесса;
- введение альтернативного правового режима эксплуатации, консервации и ликвидации вновь возводимых или реконструируемых опасных производственных объектов на основе индивидуальных требований, установленных в проектной документации. Обоснование безопасности проектных решений для таких объектов будет производиться в соответствии с критериями, установленными в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности;
- поэтапное введение в силу отдельных положений законопроекта, учитывающих необходимость перерегистрации действующих опасных производственных объектов в государственном реестре, а также плановые сроки подготовки нормативных актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Комитет отмечает, что положения законопроекта соответствуют требованиям Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (Конвенции N 174), ратифицированной Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 366-ФЗ, а его принятие позволит оптимизировать контрольно-надзорную деятельность федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности, снизить коррупционные риски, исключить избыточные барьеры для осуществления инвестиционной и производственной деятельности на опасных производственных объектах.
Вместе с тем, Комитет считает, что ряд положений законопроекта требует дополнительного уточнения.
1. В подпункте "б" пункта 7 статьи 1 предлагается установить новую норму, согласно которой "эксплуатирующая организация или иной владелец опасного производственного объекта при разработке проектной документации на его строительство, реконструкцию вправе принять решение об обеспечении промышленной безопасности путем соблюдения исчерпывающего перечня требований промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта". Вместе с тем, в законопроекте не раскрывается содержание термина "исчерпывающий перечень", что может привести к его произвольной трактовке субъектами правоотношений.
2. В подпункте "г" пункта 13 статьи 1 законопроекта устанавливается, что в случае, если юридическое лицо и индивидуальный предприниматель осуществляют конкретный вид деятельности, подлежащий лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, проведение в его отношении мероприятий по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов и лицензионных требований в отношении указанного вида деятельности осуществляется при проведении единой плановой проверки. Учитывая, что эксплуатирующие опасные производственные объекты юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять виды деятельности, лицензируемые не только Ростехнадзором, но и другими органами исполнительной власти, целесообразно введение правового механизма, позволяющего проводить единые плановые проверки, охватывающие различные виды лицензируемой деятельности.
3. В пункте 14 статьи 1 законопроекта необходимо уточнить критерии идентификации и классификации опасных производственных объектов в части взрывчатых веществ. Учитывая отсутствие специального законодательного регулирования отношений в сфере обращения взрывчатых материалов промышленного назначения, исключение из категории опасных производственных объектов на которых присутствуют взрывчатые вещества в количестве до 0,5 тонн является преждевременным.
4. Статья 8 законопроекта предусматривает внесение изменений в статью 5 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" в части отнесения к страхуемым объектов, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и иных территориях, находящихся под её юрисдикцией. В соответствии с этим целесообразно уточнить часть 2 статьи 1 данного федерального закона, в части не распространения действий закона на отношения, возникающие вследствие причинения вреда за пределами территории Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации и иных территорий, находящихся под её юрисдикцией.
5. В статье 10 законопроекта отсутствует порядок действий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не осуществивших перерегистрацию опасных производственных объектов с присвоением классов опасности в государственном реестре до 1 января 2014 года. В связи с этим целесообразно уточнить переходные положения законопроекта.
Вместе с тем, Комитет считает, что данные замечания не носят концептуального характера и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по промышленности рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 164862-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.