Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 164862-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом устанавливается обязанность организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, направлять сведения об объектах в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности для регистрации и присвоения класса опасности опасному производственному объекту (подпункт "б" пункт 3 статьи 1 проекта). Полагаем необходимым уточнить, о каких федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности идёт речь, поскольку далее в проекте говорится о федеральном органе исполнительной власти в области промышленной безопасности (абзац четвёртый данного подпункта, абзац третий подпункта "а" пункта 7, абзац четвёртый подпункта "а" пункта 8 статьи 1 законопроекта).
Проектом устанавливается обязанность владельца при проведении капитального ремонта опасного производственного объекта направлять уведомление в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности (пункт 7 статьи 1 законопроекта), при этом неясны порядок и сроки подачи такого уведомления. Кроме того, проектом исключается обязательность проведения экспертизы промышленной безопасности при осуществлении капитального ремонта опасного производственного объекта, что требует дополнительного обсуждения с учётом целей Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее-Федеральный закон).
Обращаем внимание, что в пункте 1 статьи 1 и статье 8 законопроекта среди территорий действия юрисдикции Российской Федерации особо выделяется только континентальный шельф. При этом Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в исключительной экономической зоне Российской Федерации согласно Федеральному закону "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и прилежащей зоне Российской Федерации в соответствии со статьями 22 и 23 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Полагаем, что целесообразно либо указывать данные морские пространства наряду с континентальным шельфом, либо ограничиться общим указанием на территории действия юрисдикции Российской Федерации.
Кроме того, не учтено различие в правовом режиме территорий и правовом статусе объектов. Отмечаем, что Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении определенных морских, воздушных, космических судов и иных объектов, "расположенных" не только на территории Российской Федерации и территории действия юрисдикции Российской Федерации, но также и в международных территориях (открытом море, международном районе морского дна, космическом пространстве, Антарктике, международном воздушном пространстве). Ряд таких объектов может быть отнесен к "опасным объектам".
С учетом того, что под промышленной безопасностью понимается "состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества_" (статья 1 Федерального закона), нуждается в дополнительном обсуждении используемое в проекте понятие "деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов" (пункт 1 статьи 1 законопроекта).
Предлагаемую редакцию статьи 5 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" следует соотнести с частью 2 статьи 1 Закона, закрепляющей, что "действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие вследствие причинения вреда за пределами территории Российской Федерации".
Полагаем, что необходимо дополнительно обсудить сохранение единообразного подхода к территориальной сфере действия федеральных законов, затронутых законопроектом (статья 8, статья 9 законопроекта).
Ссылку на законодательство о промышленной безопасности опасных производственных объектов (статья 6, статья 8 законопроекта) следует заменить указанием на Федеральный закон и другие нормативные акты.
Наименование законопроекта необходимо оформить следующим образом:
О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 144 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации
Законопроект требуется дополнить новой статьей 9 следующего содержания:
Статья 9
Признать утратившими силу:
1) подпункт 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2004, N 45, ст. 4377);
2) абзац двести шестьдесят пятый пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6450).
Иные замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.