Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 191907-6 "О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
Досье на проект федерального закона
Настоящим проектом федерального закона предлагается внести дополнение в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в целях обеспечения правовой основы для учреждения биосферных резерватов, в том числе трансграничных биосферных резерватов, в соответствии с "Севильской стратегией для биосферных резерватов" программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" и "Положением о всемирной сети биосферных резерватов".
Приграничные субъекты Российской Федерации располагаются в едином экологическом пространстве с соседними территориями иностранных государств. Это определяет необходимость и создает предпосылки для межгосударственной координации деятельности по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия в целях поддержания приемлемого качества окружающей среды, сохранения и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, обеспечения устойчивого социально-экономического развития и экологической безопасности.
В частности, расположенные в пределах эксклавной Калининградской области наиболее важные, ключевые природные комплексы (экосистемы) являются общими с соседними Литвой и Польшей (Балтийское море, Куршская и Вислинская лагуны, Куршская и Вислинская косы, р. Неман и ее обширная дельтовая низменность, р.р. Шешупе, Лава, десятки малых рек с истоками в Польше и Литве, Виштынецкая возвышенность с группой озер, исторической Роминтской пущей - часть единого природного комплекса в узле границ России, Польши и Литвы). Большая часть перечисленных природных комплексов имеет общебалтийское значение для сохранения природно-ресурсного потенциала, биологического и ландшафтного разнообразия и это определяет необходимость и открывает путь к формированию интегрированной региональной системы охраны природы, развития туризма, курортно-рекреационной сферы. Сохранение и эффективное использование этих трансграничных природных комплексов возможно только на основе совместных программ, например, в рамках приграничного сотрудничества. Все эти трансграничные природные комплексы на территориях соседних государств отнесены к общенациональным ценностям, насыщены особо охраняемыми природными территориями с быстро развивающейся инфраструктурой въездного туризма. Эта сфера деятельности привлекает крупные инвестиции, в ней увеличивается число рабочих мест.
В пределах Калининградской области примерами таких уникальных охраняемых экосистем, располагающихся на территории нескольких стран, являются природный парк "Виштынецкий" и государственный природный заказник регионального значения "Дюнный".
Природный парк "Виштынецкий" - часть одного из последних крупнейших целостных лесных массивов Европы на территории трех стран - Российской Федерации, Польской и Литовской Республик. Природный парк "Виштынецкий", примыкающий к нему ландшафтный и региональный парки на территории Польши и Литвы, отличаются высоким видовым разнообразием, особой эстетической привлекательностью, историко-культурными ценностями.
Государственный природный заказник регионального значения "Дюнный" представляет собой часть уникального для всего Балтийского региона природного комплекса дельты Немана на территории Российской Федерации и Литвы. Он располагается на крупнейшей Беломорско-Балтийской миграционной трассе перелетных птиц, имеет важное значение как часть ключевой орнитологической территории международного значения в Европейской России "Дельта Немана и побережье Куршского залива", удовлетворяет критериям Рамсарской территории континентального масштаба, и, кроме того, имеет высокую значимость для региона как ландшафтно-биотопический комплекс с высоким уровнем биологического разнообразия, охотничьих ресурсов, уникальным обликом ландшафта и богатым историко-культурным наследием.
Аналогичная ситуация имеет место в целом ряде приграничных регионов России.
Создание трансграничных биосферных резерватов, объединяющих граничащие особо охраняемые природные территории, расположенные в единых природных комплексах, представляется наилучшей формой организации сохранения и взаимовыгодного использования таких объектов природного и культурного наследия. Кроме того, учреждение трансграничных биосферных резерватов предполагает возможность финансовой поддержки их деятельности со стороны ЮНЕСКО (п. 2 ст. 10 Положения о всемирной сети биосферных резерватов).
В целях дальнейшей гармонизации международного и российского законодательства, совершенствования форм и повышения эффективности природоохранной деятельности целесообразно внести в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" предлагаемое дополнение, что позволит включать в международную систему биосферных резерватов, в том числе, особо охраняемые природные территории регионального значения, соответствующие критериям, определенным нормами международных правовых актов.
Принятие Федерального закона "О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" не потребует дополнительного бюджетного финансирования и не потребует внесения изменений в иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Председатель |
М.Э. Оргеева |
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие Федерального закона "О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие Федерального закона "О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" не потребует отмены, изменения или дополнения действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.