Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 142709-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации", внесенному Правительством РФ
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив представленный законопроект, сообщаем следующее.
Согласно предлагаемой редакции определения понятия "потребители газа" ими являются лица, приобретающие газ для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Полагаем, что данное определение нуждается в доработке с учетом потребителей газа - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых не связана с производством товаров (связана с выполнением работ или оказанием услуг).
Согласно положению подпункта "б" пункта 2 статьи 1 проекта "регулируемые государством цены на газ для конечных потребителей применяются в том числе к технологическим потерям газа в газораспределительных сетях при его транспортировке, потерям газа при проведении ремонтов, аварийных работ, пусконаладочных работ, осуществлении переноса газопроводов, врезки, продувки и заполнения вновь построенных газопроводов". В связи с этим обращаем внимание на некоторую неопределенность данного положения, в частности, кто и в каких случаях должен оплачивать указанные выше потери. Если имеется в виду обязанность потребителей газа оплачивать указанные потери газа в не принадлежащих им газораспределительных сетях, то данное положение необходимо соотнести с положениями статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи установленных в соответствии с данной статьей приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Вместе с тем следует отметить, что в Федеральном законе "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) прямо не предусматривается государственное регулирование цен на газ. В части второй статьи 21 Федерального закона содержится лишь указание о том, что по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В предлагаемой статье 23.2 Федерального закона органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предоставляется полномочие по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. Поскольку данное полномочие не относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (см. статьи 3, 5, 16 Федерального закона, пункт "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации), положения предлагаемой статьи нуждаются в доработке с учетом установленных пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" требований к федеральным законам, предусматривающим передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренных пунктом 2 статьи 26.3. Кроме того, применительно к положениям предлагаемой статьи 23.1 Федерального закона следует иметь в виду, что возможность установления оснований и порядка отмены актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена Федеральным законом в отношении осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации.
Поскольку в предлагаемой статье 23.2 Федерального закона предусматривается полномочие Правительства Российской Федерации по определению общих принципов установления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, представляется целесообразным дополнить положения части второй статьи 8 данного Федерального закона указанием на соответствующее полномочие Правительства Российской Федерации в области газоснабжения.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.