Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
на проект федерального закона N 142709-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (в части совершенствования государственного регулирования цен (тарифов) на газ, включая определение единого подхода к регулированию тарифов на подключение объекта капитального строительства к газораспределительным сетям)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 142709-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесённый Правительством Российской Федерации, Комитет отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в следующих целях:
определение единого подхода к регулированию тарифов на подключение (присоединение) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям;
устранение пробела в законодательстве, касающегося применения регулируемых цен на газ, используемый при транспортировке, аварийных, ремонтных и иных аналогичных работ;
совершенствование государственного регулирования розничных цен, плат и надбавок путем внедрения механизмов отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законопроект закрепляет за Правительством Российской Федерации полномочия по государственному регулированию платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.
Отсутствие единых подходов к определению тарифов на подключение (присоединение) объектов капитального строительства приводит к тому, что органы местного самоуправления, действующие на основании Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, либо не устанавливают тариф, либо размер платы существенно различается между муниципальными образованиями внутри одного субъекта Российской Федерации. Таким образом, сложившаяся практика регулирования показала, что закрепленная действующей нормативной правовой базой схема практически не функционирует. Перераспределение полномочий путем закрепления за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации функций по регулированию платы за подключение (присоединение) возможно только в случае закрепления соответствующих норм на уровне закона.
Предлагаемые законопроектом изменения предоставляют органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов полномочие по установлению размера платы за технологическое присоединение газораспределяющего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. Однако данное полномочие не относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, из чего следует, что положения законопроекта нуждаются в доработке в части приведения в соответствие со ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законопроект предусматривает также введение механизма отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Кроме того, законопроект предусматривает введение уточняющего определения "потребители газа". Поскольку действующим законодательством предусматривается регулирование цен на газ для конечных потребителей, использующих его только в качестве топлива или сырья, работы, связанные с потерями газа при транспортировке по трубопроводам, а также расход газа на проведение аварийных, ремонтных и иных аналогичных работ, формально не подпадает под определение "конечного потребителя". По мнению Комитета, предложенное законопроектом определение также нуждается в доработке, поскольку в предлагаемой редакции под определение подпадают юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых не связана с производством товаров.
На законопроект получено заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, содержащее уточняющие замечания юридико-технического характера, не меняющие концепции законопроекта.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что указанные замечания могут быть реализованы путём внесения поправок ко второму чтению, Комитет по энергетике рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 142709-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.Д. Грачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.