Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 171601-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона внесен членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, З.Ф. Драгункиной, депутатами Государственной Думы Л.И. Швецовой, О.Ю. Баталиной, Е.Б. Мизулиной, О.Е. Борзовой 14 ноября 2012 года.
Законопроект направлен на наделение судебного пристава-исполнителя полномочием при неисполнении должником требования об уплате алиментов или требований о порядке воспитания ребенка, передаче ребенка на воспитание, об отобрании ребенка или других, связанных с воспитанием детей, временно ограничить право должника на управление транспортным средством.
Законопроект предлагает дополнить статью 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" полномочием судебного пристава-исполнителя по ограничению права должника на управление транспортным средством, а также дополнить указанный закон новой статьей 64.1, в которой установить порядок применения судебными приставами новой ограничительной меры.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статьей 64.1" следует читать "статьей 67.1"
Законопроектом предлагается также внести корреспондирующие изменения в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и часть 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Комитет рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Защита прав и законных интересов детей является первостепенной задачей государства, поэтому введение и применение предлагаемой обеспечительной меры в случае неисполнения должником обязательств в отношении ребенка является своевременным и действенным, в том числе учитывая широкое использование гражданами Российской Федерации личного автотранспорта. Международный опыт различных стран допускает применение в отношении злостного должника мер в виде ограничения предоставленных ему неимущественных прав, в том числе права на управление транспортным средством. В рамках проекта Европейского Союза и Российской Федерации "Повышение эффективности исполнения судебных решений в Российской Федерации" зарубежными экспертами проведен мониторинг европейского законодательства по ограничению специальных прав должника. Из представленных экспертами отчетов следует, что ограничение специальных прав должника активно используется во многих зарубежных государствах в качестве действенной меры принудительного исполнения. Данный институт предусмотрен законодательством США, Канады, Израиля, Польши, Великобритании, Финляндии и ряд других стран.
По указанным причинам Комитет поддерживает концепцию законопроекта.
Вместе с тем, законопроект имеет ряд недостатков. Так, термин "временное ограничение права на управление транспортным средством" не используется в действующем законодательстве, в том числе в КоАП РФ; не предусмотрена административная ответственность за управление автомашиной в случае ограничения права на управление транспортным средством, не установлен срок временного ограничения, не определено, кто и где изымает права на управление транспортным средством, т.е. не определен порядок фактического исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о временном ограничении права должника на управление транспортным средством.
Однако, Комитет полагает, что высказанные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы также высказало ряд замечаний по законопроекту, которые могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думы принять его в первом чтении.
Заключение утверждено на заседании Комитета 6 декабря 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.