Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 171601-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, З.Ф. Драгункиной, депутатами Государственной Думы Л.И. Швецовой, О.Ю. Баталиной, Е.Б. Мизулиной, О.Г. Борзовой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
По тексту законопроекта имеются следующие замечания.
1. Использование термина "предоставление права" в контексте данного проекта требует дополнительного обсуждения, поскольку в порядке исполнительного производства проектом планируется ограничить уже существующее право на управление транспортным средством, а не представление такого права гражданам, сдавшим соответствующие экзамены на право управления транспортным средством.
2. Кроме того, законопроектом не раскрывается в чем конкретно заключается ограничение права на управление транспортным средством, в связи с чем, проектный вид исполнительного действия не отграничивается от административного наказания, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде лишения права управления транспортными средствами.
3. Проектное положение о направлении должнику копии постановления судебного пристава об отмене временного ограничения права должника на управление транспортным средством (и, соответственно, об отдельном вынесении такого постановления) (абзац 5 части третьей проектной статьи 67.1) следует соотнести со статьями 44 и 47 Федерального закона, согласно которым установленные для должника ограничения отменяются в постановлении об окончании исполнительного производства.
4. Законопроектом также предлагается дополнить Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" новой статьей 27.1, предусматривающей, что право на управление транспортным средством может быть временно ограничено в случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, до снятия такого ограничения (пункт 2 статьи 2 законопроекта). Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", данный Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В связи с чем отмечаем, что предлагаемые законопроектом изменения не относятся к предмету регулирования вышеназванного Федерального закона.
5. Кроме того, законопроектом (статья 3) предлагается внести изменение в часть вторую статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и установить административную ответственность за управление транспортным средством водителем "временно ограниченным в праве на управление". Однако следует иметь в виду, что объектом административных правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса, являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения.
В действующей части второй статьи 12.7 Кодекса установлена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством. Данное правонарушение считается наиболее общественно вредным (поскольку в соответствии с частью первой статьи 3.8 Кодекса лишение права управления транспортным средством назначается за грубое и систематическое нарушение порядка пользования этим правом) и влечет самое строгое из административных наказаний - административный арест на срок до пятнадцати суток. То есть водитель транспортного средства, совершающий данное правонарушение, представляет опасность для участников дорожного движения. Вместе с тем, водитель временно ограниченный в праве на управление транспортными средствами за неуплату алиментов, может являться водителем, соблюдающим Правила дорожного движения и не представляющим угрозы для безопасности дорожного движения.
В связи с вышеизложенным полагаем, что проектный состав административного правонарушения не может быть отнесен как к предмету статьи 12.7 Кодекса, так и в целом главы 12 Кодекса. Кроме того, наказание, предусмотренное санкцией части второй статьи 12.7 Кодекса, представляется несоразмерным проектному составу правонарушения.
6. Также обращаем внимание, что в соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (см. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения"), Государственная инспекция безопасности дорожного движения осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Однако, представляется затруднительным отнести полномочие, по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях, об осуществлении управления транспортным средством в случае его временного ограничения в связи с неуплатой алиментов, непосредственно к сфере безопасности дорожного движения.
7. Считаем необходимым отметить, что законопроект не устанавливает порядка изъятия водительских удостоверений, что, на наш взгляд, повлечет трудности в ходе правоприменения.
8. Кроме того полагаем, что законопроект потребует создания и обслуживания единой федеральной базы лиц, в отношении которых вынесено постановление о временном ограничении права на управление транспортным средством, которая должна быть предоставлена уполномоченным органам.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.