Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 96595-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (о порядке избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации), внесенный депутатом Государственной Думы О.А. Ниловым
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N96595-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предлагается внести в статью 18 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) изменения, предусматривающие, что выдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) должно быть поддержано 5-10 процентами депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо 5-10 процентами депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Законопроектом также предусматривается, что в числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на выборах глав муниципальных районов и городских округов.
В городах федерального значения число лиц, необходимое для поддержки кандидата (от 5 до 10 процентов), устанавливается законами этих субъектов Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации либо депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований, предусмотренного уставами внутригородских муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав внутригородских муниципальных образований города федерального значения.
Требование о поддержке кандидата не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации исключается.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
Изменения Федерального закона N 184-ФЗ, предусматривающие выборность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), были внесены Федеральным законом от 02 мая 2012 года N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ). Указанные нормы еще не получили своего практического применения, в связи с чем вносить в них предложенные автором законопроекта изменения преждевременно.
Кроме этого включение депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации в число лиц, поддержавших кандидата, нарушает логику законодательного регулирования, поскольку как в первом, так и во втором случае речь идет об одном и том же числе депутатов одного и того же органа.
Комитет также отмечает, что в представленном законопроекте не конкретизировано, в каких случаях за кандидата должны голосовать депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в каких - депутаты представительных органов муниципальных образований и (или) избранные на муниципальных выборах главы муниципальных образований субъекта Российской Федерации, в связи с чем реализация его на практике представляется затруднительной.
По мнению Комитета, установленная Федеральным законом N40-ФЗ норма, предусматривающая поддержку кандидата на муниципальном уровне, является весьма важной. Появилась не просто возможность широко обсудить программы кандидатов и выдвинуть самых достойных. Очень важно, что указанная норма Федерального закона N 184-ФЗ подталкивает кандидата в губернаторы заранее начать взаимодействовать с муниципальным сообществом. Одновременно возрастает авторитет местной власти. Поддержка кандидата именно на муниципальном уровне обусловлена не только тем, что депутаты представительных органов и избранные на выборах главы муниципальных образований получили свой мандат непосредственно от народа, но и тем, что они являются его представителями в наиболее приближенных к населению органах публичной власти. Требование о поддержке кандидата не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации направлено на исключение ее локального характера, иначе это снижает значимость поддержки.
В свою очередь предложенный автором законопроекта порядок выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на практике может повлечь исключение органов местного самоуправления из указанного процесса.
Комитет считает необходимым отметить, что Федеральным законом N 40-ФЗ изменения, касающиеся выборности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), были внесены также в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ). В частности было установлено, что на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (пункт 17 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
Таким образом, в случае принятия законопроекта, его нормы не будут соответствовать статье 37 Федерального закона N 67-ФЗ.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N96595-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы О.А. Ниловым.
Первый заместитель |
А.Л. Бурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.