Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рассмотрел представленный Правительством Российской Федерации законопроект N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в части финансирования научных исследований и разработок) и отмечает следующее.
Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 годы и характеризуются следующими данными (таблица 1).
Таблица 1
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
млрд. рублей | ||||
Показатель |
2012 год (оценка) |
проект |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доходы, всего |
12682,7 |
12865,9 |
14063,4 |
15615,5 |
%% к ВВП |
20,7 |
19,3 |
19,0 |
18,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
6408,7 |
5 925,5 |
6279,3 |
6 933,9 |
%% к ВВП |
10,5 |
8,9 |
8,5 |
8,3 |
Ненефтегазовые доходы |
6274,0 |
6 940,4 |
7784,1 |
8681,6 |
%% к ВВП |
10,2 |
10,4 |
10,5 |
10,5 |
Расходы, всего |
12817,8 |
13386,3 |
14207,0 |
15626,3 |
%% к ВВП |
20,9 |
20,1 |
19,2 |
18,8 |
Дефицит/профицит |
-135,1 |
-512,4 |
-143,6 |
-10,8 |
%% к ВВП |
-0,2 |
-0,8 |
-0,2 |
-0,01 |
В 2013-2015 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 20,7% ВВП в 2012 году до 19,3% в 2013 году, с дальнейшим снижением к 2015 году до 18,8% к ВВП. При этом нефтегазовые доходы снижаются на 2,1% к ВВП (с 10,5% к ВВП в 2012 году до 8,4% к ВВП в 2015 году), а ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,3% к ВВП (с 10,2% до 10,5% к ВВП).
Анализ доходной части федерального бюджета за 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов свидетельствуют о том, что в стране по-прежнему реализуется инерционный, энергосырьевой сценарий социально-экономического развития. В частности, об этом свидетельствует высокая доля доходов федерального бюджета, планируемых получить в 2013 году за счет доходов от экспорта природных ресурсов, в основном нефтегазовых доходов (46,1% от доходов федерального бюджета) на фоне низких доходов, полученных от реализации инновационной продукции, распоряжения правами на РИД, находящимися в федеральной собственности.
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2013 году должны составить 342,068 млрд. рублей, в 2014 году - 322,184 млрд. рублей, в 2015 году - 307,81 млрд. рублей. В процентах к ВВП они будут равны: 2013 год - 0,51%, 2014 - 0,43%; 2015 - 0,37%. В этой связи следует отметить, что Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 года N 1662-р) предусмотрено, что расходы федерального бюджета на науку в 2011-2015 годах должны быть не менее 0,7% от ВВП).
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки распределены по видам исследований, целевым программам и главным распорядителям бюджетных средств.
Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств Российской Федерации в сфере фундаментальных научных исследований характеризуются следующими данными:
Таблица 2
Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сфере фундаментальных научных исследований
Наименование |
2012 год млн. рублей |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
Изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
||
Подраздел "Фундаментальные исследования в области общегосударственных вопросов", всего |
85403,0 |
101315,8 |
118,6 |
105965,2 |
104,6 |
107921,4 |
101,8 |
В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на: осуществление выплат по предоставлению государственных стипендий выдающимся ученым России и талантливым молодым ученым России в 2013-2015 годах в сумме 33,6 млн. рублей ежегодно; реализацию Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы" в 2013 году в размере 100,0 млн. рублей; реализацию бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы, в 2013 году в сумме 1 642,8 млн. рублей, 2014 году - 2 169,0 млн. рублей, 2015 году - 1 643,6 млн. рублей; предоставление субсидий бюджетным учреждениям в 2013 году в сумме 98 183,0 млн. рублей, 2014 году - 102 111,2 млн. рублей, 2015 году -104 394,8 млн. рублей, в том числе Российскому фонду фундаментальных исследований соответственно в размере 7 803,0 млн. рублей, 8 884,0 млн. рублей, 10 324,7 млн. рублей и Российскому гуманитарному научному фонду соответственно в размере 1 301,3млн. рублей, 1 481,6 млн. рублей и 1 722,0 млн. рублей.
Иные бюджетные ассигнования по подразделу предусмотрены на предоставление грантов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области науки и техники в 2013 году в сумме 646,2 млн. рублей, 2014-2015 годах - 804,0 млн. рублей ежегодно.
По сравнению с 2012 годом изменение объема бюджетных ассигнований по подразделу "Фундаментальные исследования" наряду с вышеуказанными причинами, вытекающими из общих подходов по формированию расходов федерального бюджета, обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на: предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по выполнению работ, что связано с увеличением расходов государственных научных фондов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в сфере науки и образования" в 2013 году на 2 100,0 млн. рублей, 2014 году - 3 360,0 млн. рублей, в 2015 году - 5 040,0 млн. рублей; завершение подготовки к изданию наиболее актуальных фундаментальных научных трудов в многотомных сериях "Всемирная история" и "Российская историческая энциклопедия" в 2013 году в сумме 5,8 млн. рублей и 2014 году в сумме 4,7 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств Российской Федерации в сфере прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов характеризуются следующими данными:
Таблица 3
Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сфере прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов
Наименование |
2012 год млн. рублей |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
Изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
||
Подраздел "Фундаментальные исследования в области общегосударственных вопросов", всего |
15497,4 |
12252,2 |
79,1 |
9874,6 |
80,6 |
10782,3 |
109,2 |
В составе ассигнований предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами (государственные контракты на НИОКР) в 2013 году в сумме 423,2 млн. рублей, в 2014 - 2015 годах- 386,4 млн. рублей ежегодно.
На социальное обеспечение и иные выплаты населению по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования в 2013-2015 годах в сумме 313,5 млн. рублей ежегодно, в том числе: выплата премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники в 2013 - 2015 годах в сумме 40,0 млн. рублей ежегодно; выплата премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых в 2013 - 2015 годах в сумме 3,5 млн. рублей ежегодно;
выплата премий Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых в 2013 - 2015 годах в сумме 10,0 млн. рублей ежегодно; выплата государственных премий Российской Федерации в области науки и техники в 2013 - 2015 годах в сумме 20,0 млн. рублей ежегодно; выплата стипендий Президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки, в 2013- 2015 годах в сумме 240,0 млн. рублей ежегодно.
В рамках данного подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ в 2013 году в сумме 2 393,1 128 млн. рублей, в 2014 году - 71,3 млн. рублей, в 2015 году 910,6 млн. рублей, в том числе: Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы" в 2013 году в сумме 2 298,1 млн. рублей; Федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации (2012 - 2020 годы)" в 2013 году в сумме 95,0 млн. рублей, в 2014 году - 71,3 млн. рублей, в 2015 году - 76,1 млн. рублей; Федеральная целевая программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" в 2015 году - 834,5 млн. рублей.
Субсидии федеральным бюджетным учреждениям на обеспечение их деятельности по данному подразделу составляют в 2013 году в сумме 8 875,6 млн. рублей, в 2014 году - 8 848,1 млн. рублей, в 2015 году - 8 911,0 млн. рублей.
Иные бюджетные ассигнования на расходы в рамках международного научно - технического сотрудничества предусмотрены в 2013 году в сумме 246,6 млн. рублей, 2014 году - 255,3 млн. рублей, в 2015 году - 260,7 млн. рублей.
По сравнению с 2012 годом изменение объема бюджетных ассигнований по подразделу "Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов" наряду с вышеуказанными причинами, вытекающими из общих подходов по формированию расходов федерального бюджета, обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований на: обеспечение выполнения функций государственными органами и реализацию федеральных целевых программ, что связано с оптимизацией расходов и уточнением плана научно-исследовательских работ по государственным контрактам; предоставление субсидий федеральным бюджетным учреждениям, что связано с уточнением мероприятий по Программе совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию национального исследовательского центра "Курчатовский институт" (на реализацию указанной Программы в рамках текущих расходов предусмотрено в 2013 году - 5 534,7 млн. рублей, в 2014 году - 5 680,6 млн. рублей, в 2015 году - 5 824,1 млн. рублей).
Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств Российской Федерации в сфере прикладных научных исследований в области национальной экономики характеризуются следующими данными:
Таблица 4
Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сфере прикладных научных исследований в области национальной экономики
Наименование |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
Изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
||
Подраздел "Прикладные научные исследования в области национальной экономики", всего |
233132,0 |
265797,1 |
114,0 |
253417,7 |
95,3 |
231609,8 |
91,4 |
В составе ассигнований предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций государственными органами (государственные контракты на НИОКР) в 2013 году в сумме 9 536,2 млн. рублей, в 2014 году - 7 575,8 млн. рублей и в 2015 году - 4 427,9млн. рублей, из них: реализация проекта "Международный термоядерный реактор ИТЭР" по проведению исследований и разработок в области термоядерной энергии в интересах развития национальной экономики в части расходов Госкорпорации "Росатом" в 2013-2015 годах в сумме 185,6 млн. рублей ежегодно.
В данном подразделе предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ в 2013 году в сумме199 818,1 млн. рублей, в 2014 году - 175 841,7 млн. рублей и в 2015 году - 155 531,0 млн. рублей, в том числе:
Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы " в 2013 году в сумме 3 513,1 млн. рублей, в 2014 году - 4 012,8 млн. рублей, в 2015 году - 4 217,1 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" в 2013 году в сумме 332,4 млн. рублей, в 2014 году - 364,4 млн. рублей, в 2015 году - 393,0 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" в 2013 году в сумме 30,0 млн. рублей, в 2014 году - 238,6 млн. рублей, в 2015 году - 293,7 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" в 2013 году в сумме 5,0 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" в 2013 году в сумме 6371,6млн. рублей, в 2014 году - 6835,6 млн. рублей, в 2015 году - 14620,2 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Мировой океан" в 2013 году в сумме 260,2 млн. рублей;
Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" в 2013 году в сумме 268,9млн. рублей, в 2014 году - 211,4 млн. рублей, в 2015 году - 223,1 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" в 2013 году в сумме11 223,6 млн. рублей, в 2014 году - 12 612,0 млн. рублей, в 2015 году - 13 535,6 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" в 2013 году в сумме 10 780,2 млн. рублей, в 2014 году - 6 999,3 млн. рублей, в 2015 году - 5 689,5 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года"в 2013 году в сумме 23,7 млн. рублей, в 2014 году - 23,8 млн. рублей, в 2015 году - 23,8 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" в 2013 году в сумме 5,0 млн. рублей, в 2014 году - 9,5 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)" в 2013 году в сумме 66,5 млн. рублей, в 2014 году - 68,8 млн. рублей, в 2015 году - 73,5 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2014 годы)" в 2013 году в сумме 978,2 млн. рублей, в 2014 году - 625,0 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы в 2013 году в сумме 14 451,6 млн. рублей, в 2014 году -13 745,8 млн. рублей, в 2015 году - 5 265,5 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" в 2013 году -1 545,9 млн. рублей, в 2014 году - 1 397,2 млн. рублей, в 2015 году - 1 198,6 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы в 2013 году -9 630,8 млн. рублей, в 2014 году - 8 470,8 млн. рублей, в 2015 году - 7 772,5 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на 2014-2020 годы" в 2014 году в сумме 15,0 млн. рублей, в 2015 году - 15,7 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в 2014 году в сумме 5,0 млн. рублей, в 2015 году - 5,0 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года" в 2013 году в сумме 37,6 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы" в 2013 году в сумме 18 305,9 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" в 2013 году в сумме 37 689,3 млн. рублей, в 2014 году - 41 283,9млн. рублей, в 2015 году -44 149,5 млн. рублей;
Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы в 2013 году в сумме83 894,7 млн. рублей, в 2014 году - 78 528,5 млн. рублей, в 2015 году - 57 632,3 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" в 2013 году в сумме 369,5 млн. рублей, в 2014 году - 358,0 млн. рублей, в 2015 году - 381,6 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы в 2013 году в сумме 4 513,7 млн. рублей, в 2014 году - 4 012,8 млн. рублей и в 2015 году - 4 217,0 млн. рублей.
Субсидии федеральным бюджетным учреждениям по данному подразделу предусмотрены в 2013 году в сумме 7 953,5 млн. рублей, в 2014 году - 8 321,5 млн. рублей и в 2015 году - 8 049,5 млн. рублей, в том числе Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере соответственно в сумме в 2013 году - 4 402,2 млн. рублей, в 2014 году - 4 642,7 млн. рублей, в 2015 году - 4 962,1 млн. рублей.
По сравнению с 2012 годом изменение объема бюджетных ассигнований по подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной экономики" наряду с вышеуказанными причинами, вытекающими из общих подходов по формированию расходов федерального бюджета, обусловлено оптимизацией расходов по федеральным целевым программам, уточнением плана научно-исследовательских работ по государственным контрактам.
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения по основным ведомствам, получателям бюджетных средств представлены в таблице 5.
Таблица 5
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения по основным ведомствам, получателям бюджетных средств
(тыс. рублей) | |||
Наименование |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
3 |
4 |
5 |
Российская академия наук |
36340400,1 |
37393484,7 |
37491788,3 |
Сибирское отделение Российской академии наук |
16043125,3 |
16602747,0 |
16476235,1 |
Уральское отделение Российской академии наук |
4648059,6 |
4974480,9 |
4810976,8 |
Дальневосточное отделение Российской академии наук |
5676486,2 |
6069530,0 |
5696645,4 |
Российская академия сельскохозяйственных наук |
7654769,5 |
8095360,5 |
8352542,5 |
Российская академия медицинских наук |
6207760,5 |
6356346,9 |
6380102,2 |
Российская академия архитектуры и строительных наук |
235261,5 |
241171,5 |
241728,5 |
Российская академия образования |
795760,9 |
821078,0 |
822123,2 |
Российская академия художеств |
473990,0 |
486256,0 |
488740,2 |
Российский фонд фундаментальных исследований |
7802952,8 |
8883952,9 |
10324684,1 |
Российский гуманитарный научный фонд |
1301255,7 |
1481602,4 |
1722016,2 |
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере |
4402244,5 |
4642669,3 |
4963118,8 |
Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" |
7734631,8 |
5680645,3 |
6658629,9 |
Рассмотрев законопроект о федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям высказывает следующие замечания и рекомендует учесть следующие предложения по его доработке.
1. В условиях снижения роли энергосырьевого сектора экономики и налоговых поступлений, как основных источников формирования федерального бюджета, особого внимания требует решение проблемы повышения неналоговых доходов, получаемых в основном за счет эффективного использования научно-технического потенциала страны, вовлечения результатов научной и научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
2. В проекте федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов необходимо предусмотреть выделение необходимых средств в части финансирования науки и инноваций для достижения значений показателей, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 года N 1662-р), а также Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
3. В целях обеспечения реализации государственной научно-технической политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу Правительству РФ необходимо до 31 декабря 2012 года доработать и утвердить государственную программу РФ "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы.
4. При планировании объемов и структуры расходов федерального бюджета на научные исследования и разработки необходимо обеспечить соблюдение научно обоснованных пропорций между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками для обеспечения технологического единства научной и научно-технической деятельности.
5. Наряду с решением проблем увеличения бюджетного финансирования науки Правительству РФ необходимо разработать систему мер по повышению ответственности федеральных органов исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками федеральных целевых программ, а также государственных академий наук и государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, за целевое и эффективное расходование бюджетных средств, достижение научных и научно-технических результатов на уровне современных требований.
В соответствии с изложенным выше, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рекомендует проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" к принятию в первом чтении с учетом необходимости его доработки ко второму чтению.
Председатель комитета |
В.А. Черешнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.