Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции отмечает следующее.
В проекте федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов удельный вес расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составляет в общих расходах федерального бюджета в 2013 году 15%, в 2014 - 14,8%, в 2015 году - 13,6%.
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в абсолютных цифрах предусмотрены: на 2013 год в сумме 2 029,8 млрд. рублей, на 2014 год - 2 110,5 млрд. рублей, на 2015 год - 2 129,2 млрд. рублей.
Увеличение расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность связано, прежде всего, с реформированием денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также денежного содержания государственных служащих и связанных с этим увеличением выплат пенсий. Рассматриваемый проект федерального бюджета предусматривает повышение окладов по должности и воинскому (специальному) званию с 1 января 2013 года.
С 2012 года в соответствии с решением руководства страны в Вооруженных силах Российской Федерации и иных федеральных органах исполнительной власти проводится реформа системы денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц.
С целью недопущения снижения уровня социальной защищенности военнослужащих и приравненных к ним лиц в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012-2014 годах" предусматривается синхронность реформирования системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
С 1 января 2012 года в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот" и Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" существенно увеличено денежное содержание военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации.
С 1 января 2013 года проектом Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается реформирование системы денежного довольствия ряда правоохранительных органов: МЧС России, ФСКН России, ФСИН России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, ФМС России, ФТС России, ГФС России.
Вместе с тем, в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" расходы, связанные с реализацией данного законопроекта, в полном объеме не предусмотрены.
Главной причиной является то, что Минфин России в своих расчетах учитывает, что на 1 января 2013 года численность сотрудников перечисленных выше федеральных органов исполнительной власти будет сокращена на 15%, в то время как в соответствии с утвержденными концепциями развития и другими нормативными правовыми актами сокращение численности предусматривается в период с 2014 по 2020 годы.
Кроме того, необходимо повысить с 1 января 2013 года размер денежного содержания прокурорских работников и сотрудников следственных органов СК России до уровня, соотносимого с сотрудниками органов внутренних дел. Это обусловлено тем, что на органы прокуратуры возложен надзор за деятельностью органов внутренних дел, а также координация борьбы с преступностью. Для реализации указанной задачи требуется установить выплату ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 250%, однако проектом федерального бюджета на 2013 год такая надбавка предусмотрена лишь из расчета 175%.
Также в проекте федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов не предусмотрены средства, необходимые для эффективного исполнения правоохранительными органами возложенных на них задач.
Так, отсутствуют средства для реализации органами прокуратуры Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании системы государственной правовой статистики Российской Федерации" (общая потребность - 2,936 млн. рублей).
В нарушении требований Трудового кодекса РФ, не предусмотрено выделение бюджетных средств на оплату сотрудникам ночных и сверхурочных работ (потребность МВД России - 7 млрд. руб., ФСИН России - 23 млрд. руб.).
Значительно снижены расходы на единовременные социальные выплаты для приобретения жилья сотрудниками МВД России (дополнительная потребность 5,8 млрд. руб.). В ФСКН России указанные средства не заложены в принципе (при ежегодной потребности в 1,8 млрд. руб.).
Не решен вопрос с увеличением размера выплат вольнонаемному и гражданскому персоналу, которые в настоящий момент являются одними из наиболее низких в системе органов государственной власти. Наиболее остро данная проблема стоит в МВД России (потребность - 3,3 млрд. руб.).
Не обеспечено финансирование социальных гарантий пенсионеров ФСКН России по возмещению проезда к месту проведения санаторно-курортного лечения и обратно (потребность - 112,7 млн. руб.).
В большинстве правоохранительных ведомств с 2013 года не предусматриваются средства на организацию охраны объектов и зданий силами гражданского персонала или вневедомственной охраны (в связи с сокращением численности).
По мнению Комитета, наряду с вышеуказанными вопросами требуется дополнительно рассмотреть возможность выделения бюджетных ассигнований на: - создание ИТКС СК России с обеспечением доступа к внешним ресурсам МВД России, ФМС России, ФНС России и др.;- инвестиции в строительстве (параметры не утверждены);- создание необходимых условий для обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка в ходе подготовки и проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи.
Комитет по безопасности и противодействию коррупции рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Вместе с тем, в порядке подготовки указанного проекта к рассмотрению во втором чтении, Комитет полагает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации:
1. Учитывая социальную значимость и важность выполнения принятых решений по синхронизации реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, изыскать возможность по обеспечению выплат с 1 января 2013 года в полном объеме.
2. Принять конкретное решение по увеличению в 2013 году размеров денежного содержания прокурорских работников и сотрудников следственных органов Следственного комитета РФ до уровня, соотносимого с сотрудниками органов внутренних.
3. Предусмотреть средства для оплаты ночных и сверхурочных работ сотрудникам правоохранительных органов.
4. Подготовить предложения по увеличению объемов финансирования Генеральной прокуратуры Российской Федерации на выполнение задач по совершенствованию системы государственной правовой статистики Российской Федерации в сумме 2,936 млн. рублей. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации предусмотреть бюджетные ассигнования на создание и внедрение указанной системы.
5. Представить информацию о принимаемых мерах по обеспечению жильем сотрудников правоохранительных органов, лиц уволенных с правоохранительной службы, и членов их семей.
6. Подготовить предложения по решению вопроса о финансировании правоохранительных органов денежными средствами на обеспечение безопасности зданий и сооружений, в связи с переходом на охранное обслуживание вневедомственными организациями.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.