Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" - вносит Правительство Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 28.09.2012 года (выписка из протокола N 50 п. 1.) в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в пределах компетенции рассмотрен проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона содержит основные макроэкономические показатели бюджета на 2013, 2014 и 2015 годы, сформированные на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на этот временной период, а также бюджетных правил, вводимых в действие с 1 января 2013г.
Кроме того, проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в целом отвечает основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах, в частности, таким, как укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости, обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 - 2016 годы в программном формате, обеспечение приоритетности и увеличения объемов расходов, направленных на экономическое развитие страны.
Также в законопроекте учтена необходимость конкретизации механизмов выполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года NN 596-606, направленных на решение неотложных проблем экономического и социального развития страны.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации в законе о бюджете содержатся его основные характеристики - объемы доходов и расходов, профицита или дефицита бюджета, объемы внутреннего валового продукта (ВВП) и уровня инфляции (потребительских цен).
Законопроектом в соответствии с требованиями статей 184.1, 205 и 207 Бюджетного кодекса Российской Федерации предлагается, в частности, утвердить на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов:
- общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств;
- ведомственную структуру расходов федерального бюджета в приложениях 6-11;
- распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета в приложениях 12-15;
- распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию долгосрочных (федеральных) целевых программ в приложениях 18-23.
Макроэкономические показатели федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов
С учетом того, что в 2013 - 2015 годах планируется превышение расходов федерального бюджета над доходами, в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации рассматриваемым проектом федерального закона утверждается дефицит федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Так, например, утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2013 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 66 515,0 млрд. рублей (в 2012 - 60 590,0 млрд. рублей) и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года, тогда как за 2012 год прогнозируемый уровень инфляции не превышал 6,0 процента):
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 12 865 925 621,0 тыс. рублей (в 2012 - 12 677 006 842,0 тыс. рублей);
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 13 387 340 174,7 тыс. рублей (в 2012 - 12 745 151 261,1 тыс. рублей).
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
Стоит отметить, что основные характеристики бюджета 2013, 2014 и 2015 годов представлены в статье 1 законопроекта. Для большей наглядности в заключении эти характеристики сведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики |
2012 г. (по закону) |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Доходы (млн. руб.) Темпы прироста (в % к предыд. году) в %% к ВВП |
12 677 007,0
12,3 20,7 |
12 865 925,6
1,4 19,3 |
14 063 419,9
8,5 19,0 |
15 615 507,4
9,9 18,8 |
Расходы (млн. руб.) в т.ч. условно утверждаемые расходы |
12 745 151,3 |
13 387 340,2 |
14 207 001,5 355 175,0 |
15 626 283,6 781 314,2 |
Дефицит (млн. руб.) |
- 68 144,3 |
- 521 414,6 |
- 143 581,6 |
- 10 776,2 |
Верхний предел государственного внешнего долга (долл. США) |
56,5 млрд. долларов США |
66,2 млрд. долларов США |
75,8 млрд. долларов США |
83,8 млрд. долларов США |
Верхний предел государственного внутреннего долга (млн. руб.) |
5 462 127,1 |
6 600 552,2 |
7 590 290,0 |
8 313 703,5 |
Объем ВВП (млрд. руб.) |
60 590,0 |
66 515,0 |
73 993,0 |
82 937,0 |
Уровень инфляции (%) |
6,0 |
5,5 |
5,0 |
5,0 |
По сравнению с 2012 годом в 2013 году объем доходов федерального бюджета увеличится на 188,918 млн. руб. или на 1,4% и составит 12 865 925 621,0 тыс. рублей. При этом в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов" доходы федерального бюджета на 2013 год прогнозировались в размере 12 705 859 982,0 тыс. руб.
Таким образом, темп роста доходов федерального бюджета значительно замедлился в сравнении с прошлым годом (12,3%). В 2014 году рост доходов продолжится. Прирост составит 1197,494 млрд. руб., в 2015 году - 1552,087 млрд. руб.
В целом за трехлетний период ситуация с доходами и расходами федерального бюджета будет таковой:
доходы составят - 42 544, 8 млрд. руб.;
расходы составят - 43 220, 6 млрд. руб.;
дефицит - 675,8 млрд. руб.
Совокупный доход федерального бюджета 2013-2015 годы на 10871,5 млрд. руб. превысит показатель прошлого трехлетнего периода (2010-2012 гг.).
В 2013-2015 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета в процентах к ВВП (с 20,7% в 2012 году до 19,3% в 2013 году, с дальнейшим снижением к 2015 году до 18,8% к ВВП).
Такая динамика обусловлена снижением объема нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2012 году до 8,4% к ВВП в 2015 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2012 годом на 0,3% к ВВП и в 2015 году достигают 10,5% к ВВП.
Законопроектом устанавливается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов в 2013-2015 годах в общем объеме доходов, с одновременным увеличением доли ненефтегазовых доходов.
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2013-2015 годах по отношению к 2012 году обусловлено снижением цены на нефть марки "Юралс" и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов и объемов добычи нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов добычи газа природного.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2013-2015 годах по отношению к 2012 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам. Увеличение налога на добавленную стоимость прогнозируется за счет ежегодного прироста доли начисленного налога и уровня собираемости. Рост поступления акцизов по подакцизным товарам обусловлен индексацией специфических ставок акцизов.
В доходах федерального бюджета учтены доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
В 2013-2015 годах планируется продолжить восстановление использованных в период кризиса 2008-2010 годов средств Резервного фонда и его пополнение за счет дополнительных нефтегазовых доходов.
Прогноз объема Резервного фонда (млрд. рублей)
Показатель |
2010 год (отчет) |
2011 год (отчет) |
2012 год (оценка) |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Объем Резервного фонда на начало года |
1830,5 |
775,2 |
811,5 |
2781,8 |
3173,8 |
3882,3 |
%% к ВВП |
4,1 |
1,4 |
1,3 |
4,2 |
4,3 |
4,7 |
Курсовая разница |
-61,3 |
36,3 |
43,8 |
18,5 |
112,1 |
21,9 |
Пополнение (использование) средств Резервного фонда |
-994,0 |
0,0 |
836,1 |
373,4 |
596,3 |
818,6 |
Объем Резервного фонда на конец года |
775,2 |
811,5 |
2781,8 |
3173,8 |
3882,3 |
4722,7 |
%% к ВВП |
1,7 |
1,5 |
4,5 |
4,8 |
5,2 |
5,7 |
Средства Фонда национального благосостояния в 2013-2015 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.
Прогноз объема Фонда национального благосостояния (млрд. рублей)
Показатель |
2010 год (отчет) |
2011 год (отчет) |
2012 год (оценка) |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Объем Фонда национального благосостояния на начало года |
2769,0 |
2695,5 |
2794,4 |
2759,6 |
2769,8 |
2843,2 |
%% к ВВП |
6,2 |
5,0 |
4,6 |
4,1 |
3,7 |
3,4 |
Поступления и курсовая разница |
-73,8 |
102,3 |
-27,3 |
15,9 |
80,9 |
13,3 |
Использование средств Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений) |
- |
-3,4 |
-7,5 |
-5,7 |
-7,5 |
-8,9 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года |
2695,2 |
2794,4 |
2759,6 |
2769,8 |
2843,2 |
2847,7 |
%% к ВВП |
6,0 |
5,2 |
4,5 |
4,2 |
3,8 |
3,4 |
При сложившихся условиях финансирование дефицита федерального бюджета, согласно положениям рассматриваемого законопроекта, будет осуществляться преимущественно за счет:
1) государственных заимствований;
2) средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета (млрд. рублей)
Показатель |
2012 год (оценка) |
|||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего источников |
135,1 |
521,4 |
143,6 |
10,8 |
Государственные заимствования, всего |
836,9 |
606,5 |
563,4 |
414,4 |
Приватизация |
300,0 |
427,7 |
330,8 |
595,1 |
Иные источники |
-1001,8 |
-512,8 |
-750,6 |
-998,7 |
Расходы на социальную поддержку семей с детьми, материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
Расходы федерального бюджета на социальную поддержку семей с детьми, на реализацию мер демографической политики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к различным разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета. Подраздел "Охрана семьи и детства" раздела "Социальная политика" содержит далеко не полный перечень расходов, которые направлены на поддержку семей с детьми. Поэтому для анализа динамики расходов федерального бюджета на эти цели ассигнования, связанные с социальной поддержкой семьи, материнства, в связи с рождением и воспитанием детей, сведены в отдельную таблицу. В ней представлены только прямые расходы на эти цели. В основном указанные расходы отнесены к следующим разделам: "Образование", "Здравоохранение" "Социальная политика", "Межбюджетные трансферты".
Динамика расходов федерального бюджета по некоторым разделам классификации расходов (млрд. руб.)
|
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||
сводная бюджетная роспись на 1.09.2012 |
%% к предыдущему году |
%% к предыдущему году |
%% к предыдущему году |
%% к предыдущему году |
||||
1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ВСЕГО |
12 817,8 |
117,3 |
13 387,3 |
104,4 |
14 207,0 |
106,1 |
15 626,3 |
110,0 |
Условно утвержденные |
|
|
|
|
355,2 |
|
781,3 |
|
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
12 817,8 |
117,3 |
13 387,3 |
104,4 |
13 851,8 |
103,5 |
14 845,0 |
107,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Образование |
617,8 |
111,6 |
627,1 |
101,5 |
569,3 |
90,8 |
591,9 |
104,0 |
Здравоохранение |
615,1 |
123,1 |
506,5 |
82,3 |
457,4 |
90,3 |
373,1 |
81,6 |
Социальная политика |
3 901,5 |
124,7 |
3 963,2 |
101,6 |
4 116,8 |
103,9 |
4 563,4 |
110,8 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
567,1 |
87,1 |
634,1 |
111,8 |
624,3 |
98,5 |
598,8 |
95,9 |
Структура расходов федерального бюджета по некоторым разделам классификации расходов (млрд. руб.)
|
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||
сводная бюджетная роспись на 1.09.2012 |
%% к предыдущему году |
%% к предыдущему году |
%% к предыдущему году |
%% к предыдущему году |
||||
1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ВСЕГО |
12 817,8 |
100,0 |
13 387,3 |
100,0 |
14 207,0 |
|
15 626,3 |
|
Условно утвержденные |
|
|
|
|
355,2 |
|
781,3 |
|
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
12 817,8 |
100,0 |
13 387,3 |
100,0 |
13 851,8 |
100,0 |
14 845,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Образование |
617,8 |
4,8 |
627,1 |
4,7 |
569,3 |
4,1 |
591,9 |
4,0 |
Здравоохранение |
615,1 |
4,8 |
506,5 |
3,8 |
457,4 |
3,3 |
373,1 |
2,5 |
Социальная политика |
3 901,5 |
30,4 |
3 963,2 |
29,6 |
4 116,8 |
29,7 |
4 563,4 |
30,7 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
567,1 |
4,4 |
634,1 |
4,7 |
624,3 |
4,5 |
598,8 |
4,0 |
Динамика прямых расходов федерального бюджета
в 2013 - 2015 годах на поддержку семей с детьми, материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
(в сравнении с 2012 г.) млрд. руб.
Виды расходов |
2012 г. |
2013 г. проект |
2014 г. проект |
2015 г. проект |
прирост (сокращение) 2013 г. к 2012 г. |
прирост (сокращение) 2015 г. к 2012 г. |
1. Субсидии бюджетам субъектов РФ на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (млрд. руб.) |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
Передано для финансового обеспечения органам государственной власти субъектов РФ |
0,0 |
- |
2.Перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов. |
0,047 |
0,047 |
0,047 |
0,047 |
0,0 |
0,0 |
3. Федеральная целевая программа "Жилище", подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" (млрд. руб.) |
4,9 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
- 1,4 |
- 1,4 |
4. Обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
0,0 |
0,0 |
5. Субвенции на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью |
0,695 |
0,989 |
1,05 |
1,12 |
+0,3 |
+0,4 |
6. Трансферты Фонду социального страхования на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию |
52,3 |
55,2 |
55,2 |
58,0 |
+ 2,9 |
+5,7 |
7. Трансферты Фонду социального страхования на выплату пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
6,0 |
6,2 |
6,2 |
6,5 |
+0,2 |
+0,5 |
8. Трансферты Фонду социального страхования на выплату пособий по беременности и родам |
0,54 |
0,54 |
0,54 |
0,57 |
0,0 |
+0,03 |
9. Трансферты Фонду социального страхования на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
10. Трансферты Фонду социального страхования на ежемесячное пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации, вследствие радиационных авария и ядерных испытаний |
3,2 |
3,38 |
3,39 |
3,58 |
+ 0,18 |
+0,38 |
11. Трансферты Фонду социального страхования на единовременное пособие при рождении ребенка |
6,004 |
6,265 |
6,232 |
6,498 |
+0,261 |
+0,494 |
12. Трансферты Фонду социального страхования на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами |
1,4 |
1,8 |
2,0 |
2,3 |
+ 0,2 |
+0,9 |
13. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
+0,1 |
+0,2 |
14. Ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет |
- |
5,9 |
17,1 |
26,9 |
- |
- |
15. Единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,00 |
0,00 |
16. Трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление материнского (семейного) капитала |
162,7 |
200,08 |
163,13 |
172,14 |
+ 37,38 |
+9,44 |
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО в целом: (с материнским капиталом) |
251,01 |
297,73 |
269,89 |
290,91 |
+ |
+ |
Анализ представленных в таблице расходов позволяет сделать следующие выводы:
1. Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в целом соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах.
2. Учитывая, что рассматриваемым проектом федерального закона утверждается дефицит федерального бюджета на 2013 год, тем не менее, ранее достигнутый уровень социальной защищенности всех категорий граждан в целом сохраняется, поскольку обязательства государства перед которыми по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения должны неукоснительно соблюдаться.
3. При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в части охраны семьи и детей в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов финансово обеспечено исполнение законодательно установленных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций. Вместе с тем нельзя не отметить, что по ряду расходных статей не заложено увеличение суммы ассигнований даже с учетом уровня инфляции. Так сумма расходов федерального бюджета на единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" уже много лет не меняется.
Также остались неизменными на протяжении всего трехлетнего периода ассигнования на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (при возрастании рыночной стоимости жилья), объем субсидий на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей, а также расходы на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Понимая ограниченные ресурсные возможности дефицитного федерального бюджета на период 2013-2015 годов, Комитет все же не может не обратить внимание на то, что продолжающееся скудное финансирование соответствующих сфер не будет способствовать улучшению демографической ситуации в стране в части стимулирования рождаемости, которая уже в ближайшие годы может пойти на спад.
4. Законопроектом утверждаются положения, согласно которым продолжается восстановление использованных в период кризиса средств Резервного фонда. Полагаем, что в случае необходимости это позволит минимизировать тяжелые социально-экономические последствия возможных негативных воздействий на экономику Российской Федерации в ближайшие годы.
5. В составе Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы будет продолжено финансирование подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", которая для регионов является очень важным инструментом улучшения жилищных условий молодым семьям. Однако объемы её финансирования которые и на 2012 год составляли, по мнению Комитета, суммы незначительные и несоответствующие важности самой проблемы, будут существенно снижены: с 4,9 млрд. рублей в 2012 году до 3,5 млрд. рублей уже к 2013 году. Более того, на протяжении всего предстоящего трехлетнего периода сумма будет оставаться неизменной.
Комитет не поддерживает данные положения законопроекта и считает, что в целях улучшения демографической ситуации в стране, стимулирования рождения вторых и третьих детей, напротив, следовало бы существенно увеличить финансирование подпрограммы хотя бы с 2014 года, использовав для этого как источник условно утверждаемые расходы, которые планируются в 2014 году в объеме 355,2 млрд. рублей. Такая необходимость также связана с продолжающимся ростом стоимости жилья.
Следует учитывать, что среди первоочередных вопросов при принятии семьей решения о том, следует ли им рожать очередного ребенка, встает именно жилищный вопрос.
6. В проекте федерального закона (приложение 12) на дошкольное образование в 2013 году заложены средства в размере 7,7 млрд. рублей по сравнению с 6,53 млрд. рублей в 2012 году. К сожалению, к 2015 году объём средств федерального бюджета на указанные цели предполагается несколько сократить до 5,8 млрд. рублей (приложение 14).
В настоящее время общеизвестна проблема, связанная с нехваткой мест в детских садах. Около двух миллионов детей нуждаются в услугах детских дошкольных учреждений. В основном - это дети в возрасте от полутора до трех лет.
В связи с этим Комитет, положительно оценивая увеличение ассигнований на эти цели в 2013году, считает необходимым продолжить тенденцию увеличения в 2014 и 2015 годах (вместо запланированного уменьшения до 5,8 млрд. рублей к 2015 году).
Следует также учесть, что в рассматриваемом проекте федерального закона сохранена в том же объёме, что и в 2012 году, сумма в 1 млрд. руб., предназначенная для софинансирования мероприятий, связанных со строительством и реконструкцией дошкольных образовательных учреждений (в законопроекте они именуются как средства, предназначенные для реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы).
Однако, из предложенной конструкции федерального бюджета непонятно, каков целевой характер этих средств и какова методика распределения указанных средств между регионами.
7. Нельзя не отметить предлагаемую законопроектом передачу с 2015 года субъектам Российской Федерации полномочий по финансовому обеспечению мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Подобное предложение дискредитирует роль федеральных органов государственной власти в решении вопросов отдыха и оздоровления детей и вызовет у общества закономерную негативную реакцию, поскольку рассматриваемый вид расходов является в настоящее время единственным расходным обязательством федерального бюджета в данной сфере.
Комитет выражает свое несогласие с подобным решением и предлагает сохранить существующую систему финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей.
Кроме того, не ясно куда предполагается перенаправить высвободившиеся в результате передачи на уровень субъектов Российской Федерации полномочия по финансовому обеспечению мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Очевидно, что в целях улучшения положения в сфере социальной поддержки семьи необходимо направлять соответствующие средства на конкретные цели, отвечающие интересам семей с детьми.
8. К положительным явлениям стоит отнести начатое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой семье в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Финансовая поддержка будет оказываться субъектам Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации.
В 2013 году на указанные цели предполагается направить 5,9 млрд. рублей, в 2014 году - 17,1 млрд. руб., в 2015 году - 26,9 млрд. руб.
9. Средства на предоставление материнского (семейного) капитала в рассматриваемом законопроекте по сравнению с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов" увеличены: со 162,7 млрд. рублей в 2012 году до 200,08 млрд. рублей в 2013 году. К сожалению, к 2015 году объём средств федерального бюджета на указанные цели несколько сократится до 172,14 млрд. руб.
При этом, как следует из пояснительной записки к законопроекту, на 2013 год принято решение о выделении дополнительно 36 000,0 млн. руб. на основании оценки предварительного исполнения федерального бюджета по данному мероприятию за 2012 год. Однако, каких-либо дополнительно выделенных средств на 2014 и 2015 годы не предусматривается. Более того, на 2014 год запланирована сумма меньшая, чем это предусматривалось в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (163 млрд. руб. вместо 171 млрд. руб.).
10. В законопроекте следует предусмотреть расходы, связанные с реализацией Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761.
11. Следует также учитывать, что названия некоторых видов расходов и пособий следует привести в соответствие с терминологией, принятой в действующем законодательстве.
Чтобы объективно оценить расходы федерального уровня на меры социальной поддержки семьи, материнства и детства необходимо иметь в виду, что их финансирование помимо федерального бюджета осуществляется также из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В целом динамику объемов средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования, можно представить, оценив бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Заключение по проекту бюджета Фонда социального страхования на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов представлено в отдельном материале.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.