Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне от 8 октября 2012 г. N 28/1
по проекту федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
1. Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
2. В рамках ассигнований по разделу 02 "Национальная оборона", по которому финансируется большая часть расходов Минобороны России в 2013 году, предусмотрены бюджетные средства на решение ключевых вопросов деятельности Вооруженных Сил, в том числе дальнейшее переоснащение на новые образцы вооружения, военной и специальной техники, социальную защиту и обеспечение жильем военнослужащих, решение других задач.
3. В законопроекте расходы по разделу 02 "Национальная оборона" на 2013 год предусмотрены в сумме 2 1412,2 млрд. рублей и превышают объемы 2012 года на 276,35 млрд. рублей или на 14,8% в номинальном выражении.
Расходы на национальную оборону в 2014 и 2015 годах предусмотрены в сумме 2 501,4 млрд. рублей и 3078,0 млрд. рублей соответственно. Рост объемов бюджетных ассигнований по отношению к предыдущему году предусмотрен в сумме 360,2 млрд. рублей (17,6%) и 576,6 млрд. рублей (23,1%).
В соответствии с законопроектом в планируемом периоде рост доли расходов на национальную оборону в общих расходах федерального бюджета составит в 2013 году - 16,0% (в 2012 году - 14,5%), в 2014 году - 17,6% и в 2015 году - 19,7%.
Доля планируемых расходов на национальную оборону по отношению к ВВП в 2013 году составит 3,2%, в 2014 году - 3,4% и в 2015 году - 3,7%, что выше параметров 2012 года (3,0%).
Структура функциональных расходов проекта федерального бюджета на национальную оборону представлена в таблице 1, 2 и 3.
Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2013-2015 годы
Таблица 1
млрд. руб. | ||||
Показатель |
Закон (оценка) |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
ВВП |
|
66 515,0 |
73 993,0 |
82 937,0 |
Доходы, всего |
12 682,7 |
12 865,9 |
14 063,4 |
15 615,5 |
%% к ВВП |
20,7 |
19,3 |
19,0 |
18,8 |
Расходы, всего |
12 817,8 |
13 387,3 |
14 207,0 |
15 626,3 |
%% к ВВП |
20,9 |
20,1 |
19,2 |
18,8 |
Дефицит федерального бюджета (-) |
135,1 |
521,4 |
143,6 |
10,8 |
%% к ВВП |
- 0,2 |
- 0,8 |
- 0,2 |
- 0,01 |
Инфляция, % |
|
5,5 |
5,0 |
5,0 |
Расходы проекта федерального бюджета на 2013-2015 годы на раздел "Национальная оборона"
Таблица 2
млрд. рублей | ||||
Показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Расходы по разделу "Национальная оборона" |
1 864,8 |
2141,2 |
2501,4 |
3078,0 |
%% к ВВП |
3,0 |
3,2 |
3,4 |
3,7 |
Доля в общем объеме расходов, % |
14,5 |
16,0 |
17,6 |
19,7 |
Расходы проекта федерального бюджета на 2013-2015 годы по разделу "Национальная оборона"
Таблица 3
млрд. рублей | ||||||||
N |
Показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Изменения к предыдущему году, % |
||
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
ПР |
Национальная оборона |
1 864,8 |
2 141,2 |
2 501,4 |
3 078,0 |
114,8 |
116,8 |
123 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
01 |
Вооруженные Силы Российской Федерации |
1 394,2 |
1 635,7 |
1 903,1 |
2 410,3 |
117,3 |
116,3 |
126,6 |
03 |
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
7,3 |
6,79 |
6,88 |
6,89 |
92,8 |
101,3 |
100,1 |
04 |
Мобилизационная подготовка экономики |
4,89 |
5,6 |
5,7 |
5,7 |
115,7 |
100,9 |
100,9 |
05 |
Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности |
0,4 |
|
|
|
|
|
|
06 |
Ядерно-оружейный комплекс |
27,4 |
29,28 |
33,3 |
38,57 |
106,6 |
113,8 |
115,7 |
07 |
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
6,58 |
5,8 |
5,88 |
5,99 |
88,1 |
102,4 |
101,8 |
08 |
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
170,77 |
198,3 |
233,9 |
228,5 |
116,1 |
117,9 |
97,7 |
09 |
Другие вопросы в области национальной обороны |
253,09 |
259,59 |
312,66 |
381,9 |
102,6 |
120,4 |
122,2 |
4. Расходы Минобороны России в проекте федерального бюджета представлены в таблице 4.
Расходы Министерства обороны Российской федерации в проекте федерального бюджета на 2013-2015 годы (открытая часть)
Таблица 4
млрд. рублей | |||||
Наименование |
Закон (оценка) |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Рз |
Всего: |
1 310,1 |
1 361,0 |
1 042,0 |
1 060,1 |
01 |
Общегосударственные вопросы |
0,004 |
0,004 |
0,004 |
0,004 |
02 |
Национальная оборона |
900,1 |
949,1 |
906,1 |
925,1 |
05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
43,4 |
28,0 |
9,0 |
10,0 |
07 |
Образование |
58,2 |
57,9 |
58,7 |
57,9 |
08 |
Культура, кинематография |
1,9 |
2,1 |
2,2 |
2,1 |
09 |
Здравоохранение |
39,4 |
46,9 |
48,2 |
47,5 |
10 |
Социальная политика |
265,1 |
274,4 |
15,2 |
15,3 |
11 |
Физическая культура и спорт |
0,097 |
1,8 |
1,8 |
2,0 |
12 |
Средства массовой информации |
1,5 |
- |
- |
- |
14 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
- |
В проекте федерального бюджета не предусматриваются ведомственные расходы по разделу 12 на средства массовой информации.
5. Приоритетными направлениями расходных обязательств государства по разделу 02 "Национальная оборона" являются оснащение Вооруженных Сил новым и современным вооружением, военной и специальной техникой, боевая и мобилизационная подготовка, обеспечение необходимых условий для нормального функционирования войск, реализация социальных гарантий для военнослужащих, выполнение федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.
Увеличение расходов проведено по шести из семи подразделов данного раздела.
Основные бюджетные ассигнования в ведомственной структуре данного раздела приходятся на Минобороны России (около 90%), Минпромторг России (около 4%) и Госкорпорацию "Росатом" (около 4,0%).
Анализ структуры расходов раздела 02 "Национальная оборона" проекта федерального бюджета на 2013 - 2015 годы показывает о сохранении сложившихся основных пропорций в расходах по подразделам.
Основное место в структуре расходов раздела составляет подраздел 0201 "Вооруженные Силы Российской Федерации", на который приходится в 2013-2015 годах от 76% до 78% расходов. Главными распорядителями бюджетных средств по подразделу являются Минобороны России (более 90%).
Вместе с тем, в проекте федерального бюджета, как и в предыдущие периоды, в разделе 02 "Национальная оборона" не запланированы расходы по подразделу 0202 "Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований".
Кроме того, на 2013-2015 годы не предусмотрены расходы по подразделу 0205 направленные на обеспечение деятельности миротворческих воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации.
6. Расходы по подразделу 0201 "Вооруженные Силы Российской Федерации" предусматривают в 2013 году в сумме 1 635,7 млрд. рублей, что больше на 241,4 млрд. рублей, чем в 2012 году (1394,2 млрд. рублей), в 2014 и 2015 годах в сумме 1 903,1 млрд. рублей и 2 410,3 млрд. рублей соответственно.
В ведомственных расходах Министерства обороны (открытая часть) бюджетные ассигнования по данному подразделу составляют в 2013 году в сумме 842,1 млрд. рублей, в 2014 году - 801,0 млрд. рублей и в 2015 голу - 813,8 млрд. рублей. Что составляет около 88% бюджетных ассигнований выделенных ведомству на национальную оборону.
Основной состав расходов по данному подразделу предусматривает бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в 2013 году в сумме 775,0 млрд. рублей (что на 5 млрд. рублей больше, чем в 2012 году), в 2014 году - 797,17 млрд. рублей и в 2015 году - 833,09 млрд. рублей. Основными направлениями расходов по подразделу являются выплаты денежного довольствия военнослужащим и оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил (57%), оплату и хранение специального топлива и горюче-смазочных материалов (более 7%), квартирно-эксплуатационные расходы (около 7%) продовольственное и вещевое обеспечение (около 6%) и другие.
Данные расходы включают, в том числе:
6.1. Денежное довольствие военнослужащих.
Расходы на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в 2013 году составят 341,9 млрд. рублей, в 2014 году - 324,89 млрд. рублей и в 2015 году - 323,99 млрд. рублей.
Комитет по обороне отмечает, что с 1 января 2012 года Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ в Вооруженных Силах введена новая система денежного довольствия военнослужащих. В соответствии с указанным законом размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Однако проектом федерального бюджета на 2013-2015 годов бюджетные ассигнования на увеличение окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих на уровень инфляции и индексация пособий военнослужащим, имеющим детей, в связи с индексацией денежного довольствия не предусмотрены.
По мнению Комитета по обороне, для реализации положений закона, необходимо удовлетворить потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях в 2013 году в сумме 22,5 млрд. рублей, в 2014 году - в 36,4 млрд. рублей и в 2015 году - 51,5 млрд. рублей.
Кроме того, в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 планом строительства Вооруженных Сил предусмотрено увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в 2013, 2014 и 2015 годах более чем на 50,0 тыс. человек ежегодно. Однако проектом федерального бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования, направленные на денежное довольствие вновь призываемых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в сумме 16,4 млрд. рублей, что позволит провести увеличение численности только на 30,0 тыс. человек.
По мнению Комитета по обороне, для реализации положений Указа Президента Российской Федерации, дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях в 2013 году составит 16,4 млрд. рублей, в 2014 и 2015 годах - 66,4 млрд. рублей и 100,4 млрд. рублей соответственно.
6.2. Оплата труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Проект федерального бюджета предусматривает оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в 2013 году в сумме 146,0 млрд. рублей, в 2014 году - 151,9 млрд. рублей и в 2015 году - 151,9 млрд. рублей.
Комитет по обороне отмечает, что выделенные бюджетные ассигнования на оплату труда, позволяют содержать только фактическую (списочную) численность гражданского персонала, которая на 13% ниже штатной, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2008 года N 1. Не учтенные расходы делают не возможным укомплектовать вакантные должности.
По мнению Комитета по обороне, имеется дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях.
6.3. Продовольственное обеспечение.
Проектом федерального закона предусмотрено выделить на закупку продовольствия в 2013 году 40,3 млрд. рублей, что на 0,35 млрд. рублей больше, чем в 2012 году (39,98 млрд. рублей), в 2014 году - 42,4 млрд. рублей и в 2015 году - 44,6 млрд. рублей.
Учитывая среднее количество питающихся (около 400 тыс. человек), а также средневзвешенную стоимость услуги по питанию (в 2013 году - 267,75 рублей) потребность на продовольственное обеспечение в 2013 году составит 41,7 млрд. рублей.
Таким образом, возможна дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях в сумме 1,36 млрд. рублей.
6.4. Вещевое обеспечение.
Проектом федерального закона предусмотрено выделить на вещевое обеспечение в 2013 году в сумме 12,68 млрд. рублей, что на 0,55 млрд. рублей больше чем в 2012 году (12,13 млрд. рублей), в 2014 году - 13,3 млрд. рублей и в 2015 году - 14,0 млрд. рублей.
Выделяемые бюджетные ассигнования не позволят осуществить запланированный поэтапный переход на ношение военнослужащими формы одежды нового образца и обеспечить банно-прачечное обслуживание личного состава.
Таким образом, имеется дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях.
6.5. Обеспеченность горюче-смазочными материалами.
Основная доля планируемых расходов на оплату и хранение специального топлива и горюче-смазочных материалов в 2013 составляет 62,87 млрд. рублей, что на 7,0 млрд. рублей меньше 2012 года (69,9 млрд. рублей), в 2014 и 2015 годах составляет 62,87 млрд. рублей и 66,2 млрд. рублей соответственно.
По мнению Комитета по обороне, указанная потребность не позволит обеспечить закупку необходимых объемов нефтепродуктов предназначенных для обеспечения мероприятий, предусмотренных Планом подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации. Дополнительная потребность Минобороны России в бюджетных ассигнованиях на закупку нефтепродуктов составит в 2013 году в сумме 4,2 млрд. рублей, в 2014 и 2015 годах в сумме 8 млрд. рублей и 6,8 млрд. рублей соответственно.
6.6. Транспортное обеспечение.
Проектом федерального закона предусмотрено выделить на воинские перевозки в 2013 году в сумме 21,2 млрд. рублей, что на 2,1 млрд. меньше, чем в 2012 году (23,35 млрд. рублей), в 2014 году - 22,2 млрд. рублей и в 2015 году - 23,4 млрд. рублей.
Однако, включенные в эти расходы бюджетные ассигнования, выделяемые на воинские грузовые перевозки, по мнению Комитета по обороне, не позволят обеспечить их в полном объеме, в частности перевозки боеприпасов из арсеналов и баз предназначенных для утилизации.
В связи с этим, потребуются дополнительные бюджетные ассигнования на оплату транспортных услуг.
7. Бюджетные ассигнования по подразделу 0203 "Мобилизационная и вневойсковая подготовка" в составе расходов федерального бюджета предусматривают:
обеспечение деятельности военных комиссариатов в части проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию в связи с исполнением гражданами воинской обязанности в 2013 - 2015 годах в сумме 0,7 млрд. рублей ежегодно, что существенно ниже расходов 2012 года (1,27 млрд. рублей);
предоставление межбюджетных трансфертов на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты в 2013 году в сумме 2,45 млрд. рублей, что на 0,12 млрд. рублей больше чем в 2012 году (2,3 млрд. рублей), в 2014 году - 2,5 млрд. рублей и в 2015 году - 2,55 млрд. рублей;
предоставление субсидии Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" для оплаты услуг по подготовке граждан по военно-учетным специальностям в 2013-2015 годах в сумме 1,8 млрд. рублей ежегодно, что 0,1 млрд. рублей меньше чем в 2012 году (1,9 млрд. рублей).
В состав иных бюджетных ассигнований на 2013-1015 годы предусмотрены ассигнования на мобилизационную подготовку и переподготовку резервов (сборы военнослужащих запаса) в сумме 1,66 млрд. рублей ежегодно и проведение подготовки и переподготовки мобилизационного резерва и учебно-сборовые мероприятия в сумме 0,15 млрд. рублей ежегодно.
Изменения объема бюджетных ассигнования по данному подразделу связано с причинами, вытекающими из общих подходов по формированию расходов федерального бюджета.
Однако Комитет по обороне отмечает, что в Государственной Думе на рассмотрении во втором чтении находится проект федерального закона N 574772-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам создания мобилизационного людского резерва". В случае принятия данного законопроекта, может потребоваться выделение бюджетных ассигнований связанных с расходами на выплату денежного содержания гражданам, пребывающим в резерве, и проведение военных сборов с гражданами, пребывающими в резерве в 2013 и 2104 годах в сумме 0,6 млрд. рублей ежегодно, в 2015 году в сумме 1,1 млрд. рублей.
8. Бюджетные ассигнования по подразделу 0204 "Мобилизационная подготовка экономики" в проекте бюджета в 2013-2015 годах предусмотрены в объеме 5,6-5,7 млрд. рублей ежегодно, что превышает расходы в 2012 году (4,89 млрд. рублей). Расходы направлены на поддержание в технически исправном состоянии мобилизационных мощностей и другие специальные задания.
9. Бюджетные ассигнования по подразделу 0205 "Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности" в состав проекта федерального бюджета не включены.
10. Бюджетные ассигнования по подразделу 0206 "Ядерно-оружейный комплекс" в 2013-2015 годах превышают расходы в 2012 году (27,4 млрд. рублей) и составят 29,28 млрд. рублей, 33,3 млрд. рублей и 38,57 млрд. рублей соответственно. Расходы по подразделу осуществляются Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" исходя из заданий и параметров принятой государственной программы вооружения.
11. Бюджетные ассигнования по подразделу 0207 "Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества" в 2013-1015 годах по отношению к 2012 году снижены более, чем на 0,7 млрд. рублей (6,58 млрд. рублей) и составят 5,8-5,9 млрд. рублей ежегодно.
В состав расходов включены бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности в части реализации международных обязательств в сфере военно-технического в сумме 1,15 млрд. рублей ежегодно.
12. Бюджетные ассигнования по подразделу 0208 "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" составят в 2013 году 198,3 млрд. рублей, что превышает расходы в 2012 году на более, чем 27,5 млрд. рублей (170,7 млрд. рублей), в 2014-2015 году составят 233,8 млрд. рублей и 228,5 млрд. рублей соответственно. Расходы направлены на обеспечение выполнения государственной программы вооружения.
В рамках подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение научных исследований в области национальной обороны в 2013 - 2015 годах в сумме 7,1 млрд. рублей, 6,5 млрд. рублей и 9,6 млрд. рублей соответственно (в 2012 году - 7,2 млрд. рублей). Данные расходы включают:
научные исследования в области разработки вооружения и военной техники в рамках государственного оборонного заказа - 76%, 75% и 45% соответственно;
прикладные научные исследования и разработки в обеспечение выполнения международных договоров и обязательств по сокращению и ограничению вооружений и укреплению мер доверия в военной области - 24%, 24% и 15% соответственно;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по выполнению обязательств Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении - 26%, 24% и 15% соответственно.
Предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий 5 федеральных целевых программ в 2013 году в сумме 4,2 млрд. рублей, в 2014 и 2015 годах - 4,6 млрд. рублей и 4,1 млрд. рублей соответственно, что примерно соответствует расходам в 2012 году (4,3 млрд. рублей).
Предусмотрены ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию государственных услуг - "25 государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации".
Изменения бюджетных ассигнований по подразделу 0208 "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" финансированию ФЦП по сравнению с 2012 годом кроме причин, вытекающих из общих подходов по формированию расходов федерального бюджета, обусловлены увеличением бюджетных ассигнований на прикладные научные исследования и разработки в обеспечение выполнения международных договоров и обязательств по сокращению и ограничению вооружений и укреплению мер доверия в военной области в сумме 0,3 млрд. рублей в связи с перераспределением средств с учетом уточнения задач в установленной сфере деятельности.
13. Бюджетные ассигнования по подразделу 0209 "Другие вопросы в области национальной обороны" предусматривают в 2013 году в сумме 259,59 млрд. рублей, что больше на 6,5 млрд. рублей, чем в 2012 году (253,0 млрд. рублей), в 2014 и 2015 годах - 312,6 млрд. рублей и 381,9 млрд. рублей соответственно.
В состав расходов по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования:
на обеспечение деятельности в области национальной обороны в 2013 году в сумме 6,39 млрд. рублей, в 2014 и 2015 годах - 5,1 млрд. рублей и 5,2 млрд. рублей соответственно (в 2012 году - 5,5 млрд. рублей);
на социальное обеспечение и иные выплаты населению в 2013 году в сумме 0,2 млрд. рублей, в 2014 и 2015 годах по 0,19 млрд. рублей ежегодно. Это существенно ниже расходов в 2012 году (0,5 млрд. рублей);
на реализацию мероприятий 9-ти федеральных целевых программ в 2013 - 2015 годах в сумме 35,8 млрд. рублей, 20,7 млрд. рублей, 17,4 млрд. рублей соответственно (в 2012 году 36,1 млрд. рублей);
на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в ФЦП, в 2013 году в сумме 73,1 млрд. рубле, что на 5,6 млрд. рублей больше чем в 2012 году (67,48 млрд. рублей), в 2013 и 22014 году в сумме 75,2 и 79,5 млрд. рублей соответственно;
на предоставление субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям в 2013 году в сумме 5,1 млрд. рублей, что на 0,7 млрд. рублей больше чем в 2012 году, в 2014 и 2015 годах около 5,1 млрд. рублей ежегодно;
на иные бюджетные ассигнования в 2013 году в сумме 17,36 млрд. рублей, в 2014 и 2015 годах - 16,56 млрд. рублей и 12,0 млрд. рублей соответственно (в 2012 году расходы составляли 14,76 млрд. рублей). Расходы включают, в том числе субсидии казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса и стратегическим предприятиям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства. Увеличение бюджетных ассигнований по данному подразделу кроме причин, вытекающих из общих подходов по формированию федерального бюджета, обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на:
строительство (реконструкцию) объектов Минобороны России на островах Итуруп и Кунашир в 2014 и 2015 годах в сумме 3,0 млрд. рублей и 4,1 млрд. рублей соответственно;
реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Совершенствование инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ на 2012-2014 годы" в 2013 году в сумме 5,0 млрд. рублей, в 2014 и 2915 годах - 8,0 млрд. рублей и 12,0 млрд. рублей соответственно.
Комитет по обороне отмечает, что реализация ведомственной целевой программы "Совершенствование инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ на 2012-2014 годы" предполагала выделении бюджетных средств с 2012 года.
Однако финансирование в 2012 году не проводилось. Смещение сроков финансирования выполнения ее мероприятий, а также недостаточное количество выделенных бюджетных ассигнований (около 30% от потребности) ее реализация в установленные сроки и в необходимых объемах может привести к срыву ее реализации.
Комитет по обороне считает, что для устранения угрозы безопасности сохранности ракет и боеприпасов, как в мирное, так и военное время необходимо предусмотреть дополнительное выделение бюджетных средств в 2013 году в сумме 23,9 млрд. рублей и в 2014 году - 27,9 млрд. рублей для строительства современных хранилищ для ракет и боеприпасов.
14. В структуре подраздела 0201 "Вооруженные Силы Российской Федерации" и 0208 "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" значительный удельный вес занимают расходы на разработку, закупку и ремонт вооружения, военной и специальной техники: в 2013 году - около 1 000 млрд. рублей (увеличены по отношению к 2012 году более чем на 30%), в 2014 году - более 1 200 млрд. рублей, в 2015 году - более 1 700 млрд. рублей.
В 2013 году ассигнования, выделяемые на техническое оснащение, распределены следующим образом: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - около 20%; на закупки и ремонт вооружения, военной и специальной техники - более 75%; на субсидии предприятиям оборонно-промышленного комплекса на уплату процентов по кредитам, привлекаемым под гарантии Российской Федерации для целей выполнения гособоронзаказа - около 5%.
Динамика выделения бюджетные ассигнования на техническое оснащение Вооруженных Сил имеют положительную тенденцию к росту. Распределение средств планировалось с учетом необходимости реализации Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы, федеральных целевых программ, отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также исходя из необходимости компенсации роста цен на вооружение, военную и специальную технику.
Однако Комитет по обороне отмечает, что, в связи с сокращением объема средств, выделяемых Минобороны России на реализацию Государственной программы вооружения и, как следствие этого, увеличением объема заданий предприятиям оборонно-промышленного комплекса, выполняемых с привлечением кредитных ресурсов под государственные гарантии необходимо дополнительно субсидировать предприятия на уплату процентов по кредитам, привлекаемым под государственные гарантии Российской Федерации для целей выполнения гособоронзаказа.
По мнению Комитета по обороне, имеется дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях в 2013 году в сумме 20,2 млрд. рублей, в 2014 году в сумме 48,7 млрд. рублей и в 2015 году в сумме 77,2 млрд. рублей.
15. Капитальное строительство, ремонт зданий и сооружений, жилищное обеспечение.
Законопроектом о федеральном бюджете по разделу 05 "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение военнослужащих постоянным жильем в 2013-2015 годах в сумме 18,0 млрд. рублей, 4,0 млрд. рублей и 10,0 млрд. рублей соответственно;
служебным жильем в 2013 и 2014 годах в сумме 10 млрд. рублей и 5,0 млрд. рублей соответственно.
Комитет по обороне отмечает, что в соответствии с поручением Президента Российской Федерации необходимо обеспечить предоставление военнослужащих постоянным жильем в 2013 году в полном объеме, к 2014 году сформировать фонд служебного жилья.
С учетом планируемого Минобороны России перераспределения на указанные цели в 2012 году 12,7 млрд. рублей за счет внутренних источников, а также дополнительно выделяемых Минфином России 10,0 млрд. рублей Министерство обороны Российской Федерации располагает объемом ресурсов достаточным для выполнения поставленной задачи и перехода к плановому обеспечению военнослужащих постоянным жильем.
По мнению Комитета по обороне, для обеспечения военнослужащих, увольняемых с военной службы, постоянным жильем в плановом порядке потребуются дополнительные бюджетные ассигнования в 2013 году в сумме 1,2 млрд. рублей и в 2014 году в сумме 8,5 млрд. рублей.
Бюджетные ассигнования, выделяемые для формирования фонда служебного жилья не достаточны для решения поставленных задач. С учетом имеющегося фонда, а также изысканных Минобороны России в 2012 году дополнительных 56,5 млрд. рублей за счет внутренних источников, для закрытия потребности в служебном жилье потребуются дополнительные бюджетные ассигнования.
16. Социальное обеспечение и иные выплаты населению.
Бюджетные ассигнования по подразделу 1001 "Пенсионное обеспечение" на 2013 год в части пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы, получающих пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, законопроектом предусматриваются в размере 254,9 млрд. рублей.
Комитет по обороне отмечает, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.
В целях реализации данного указа в 2013 году планируется дважды повысить пенсии (увеличение коэффициента с 1 января на 2% и с 1 октября 2013 года на 2,05%). Предусмотренные законопроектом бюджетных ассигнований на эти цели учитывают только существующую численность военных пенсионеров. Расчетное увеличение численности военных пенсионеров в 2013 году составляет в среднем на 20 тысяч, что потребует дополнительные бюджетные ассигнования на их пенсионное обеспечение в размере 3,8 млрд. рублей.
По мнению Комитета по обороне, для реализации положений Указа Президента, необходимо удовлетворить потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях в 2013 году.
Выводы:
1. Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" по разделу 02 "Национальная оборона" в целом подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
2. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу 02 "Национальная оборона" (открытая часть) на 2013 год предусмотрены в сумме 2 141,2 млрд. рублей. На 2014-2015 годы расходы спланированы в объеме 2 501,4 млрд. рублей и 3 078,0 млрд. рублей соответственно.
Рост объемов бюджетных ассигнований по отношению к предыдущему году предусмотрен на 14,8%, 17,6% и 23,1% соответственно в номинальном выражении.
3. Доля планируемых расходов на национальную оборону по отношению к ВВП в 2013 году составит 3,2%, в 2014 и 2015годах - 3,4% и 3,7% соответственно, что превышает параметр 2012 года (3,0%).
Удельный вес расходов на национальную оборону в общем объеме расходов федерального бюджета в 2013 году составит 16,0% (в 2012 году этот показатель составляет 14,5%), в 2014 и 2015 годах - 17,6% и 19,7% соответственно.
4. Выделяемые объемы бюджетных ассигнований в целом позволяют обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. По мнению Комитета по обороне, структурой бюджетных расходов предусмотренных законопроектом учтены не все требования законодательства и решения руководства страны по вопросам содержания Вооруженных Сил и социальной защиты военнослужащих.
При подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо учесть выделение дополнительных бюджетных ассигнований на:
ежегодную индексацию окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих и индексация пособий военнослужащим, имеющим детей, в связи с индексацией денежного довольствия с учетом уровня инфляции;
ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее, чем на 2% сверх уровня инфляции не только для существующей численности военных пенсионеров, а с учетом ожидаемого роста численности военных пенсионеров в 2013 году;
реализацию ведомственной целевой программы "Совершенствование инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ на 2012-2014 годы";
Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность выделения (перераспределения) дополнительных бюджетных средств по следующим направлениям:
на денежное довольствие вновь призываемых военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, до количества, утвержденного планом строительства Вооруженных Сил Российской Федерации;
на оплату труда гражданского персонала, позволяющую содержать не только его фактическую (списочную) численность, а утвержденную штатную;
на тыловые расходы, не позволяющие в полном объеме решать задачи по обеспечению деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;
на обеспечение военнослужащих, постоянным жильем в плановом порядке;
на формирование фонда служебного жилья.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в первом чтении.
Первый заместитель |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.