Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в части вопросов ведения Комитета и отмечает следующее.
Проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" внесен в Государственную Думу 28 сентября 2012 года, т.е. в срок, определенный действующим бюджетным законодательством. Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и отвечает основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах:
1) укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;
2) обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 - 2016 годы в программном формате;
3) обеспечение приоритетности и увеличения объемов расходов, направленных на развитие;
4) учет прогнозных параметров развития пенсионной системы в проекте федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
В составе документов и материалов, вносимых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу, представляется аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов по государственным программам Российской Федерации.
В 2013-2015 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 20,7% ВВП в 2012 году до 19,3% в 2013 году, с дальнейшим снижением к 2015 году до 18,8% к ВВП. При этом нефтегазовые доходы снижаются на 2,1% к ВВП (с 10,5% к ВВП в 2012 году до 8,4% к ВВП в 2015 году), а ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,3% к ВВП (с 10,2% до 10,5% к ВВП)
При расчете прогнозируемого объема доходов федерального бюджета учитывались изменения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предполагаемые к принятию в 2012 году и введению в действие с 1 января 2013 года.
В статье 1 законопроекта (в части 1 - на 2013 год, в части 2 - на 2014 и 2015 годы) представлены все указанные параметры федерального бюджета, являющиеся в соответствии с Бюджетным кодексом предметом рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагаются к утверждению основные характеристики федерального бюджета на 2013 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 66 515,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года). В 2013 году доходы федерального бюджета прогнозируются в сумме 12 865,9 млрд. рублей (19,3% к ВВП). По сравнению с оценкой 2012 года прогнозируемые в 2013 году доходы увеличатся на 183,2 млрд. рублей.
Общий объем проектируемых расходов федерального бюджета на 2013 год составляет 13 387 340 174,7 тыс. рублей.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагаются к утверждению основные характеристики федерального бюджета на 2014 - 2015 годы, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 77 993,0 млрд. рублей и 82 937,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года) и 5,0 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года).
В 2014 году доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 14 063,4 млрд. рублей (19,0% к ВВП). По сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2013 год прогнозируемые в 2014 году доходы увеличатся на 1 197,5 млрд. рублей.
В 2015 году доходы федерального бюджета прогнозируются в сумме 15 615,5 млрд. рублей (18,8% к ВВП). По сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2014 год прогнозируемые в 2015 году доходы увеличатся на 1 552,1 млрд. рублей.
Общий объем проектируемых расходов федерального бюджета на 2014 год составляет 14 207 001 486,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 355 175 037,2 тыс. рублей, и на 2015 год - 15 626 283 594,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 781 314 179,7 тыс. рублей.
С учетом того, что в 2013 - 2015 годах планируется превышение расходов федерального бюджета над доходами, в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса необходимо утвердить дефицит федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2013-2015 годы осуществлялось исходя из следующих основных общих подходов:
- индексации с 1 октября 2013 года на 5,5% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих. В законопроекте на указанные цели предусмотрены бюджетные ассигнования в 2013 году в сумме 15,8 млрд. рублей, в 2014 - 2015 годах в сумме 65,1 млрд. рублей ежегодно;
- индексации с 1 сентября 2013 года на 5,5%, с 1 сентября 2014 года - на 5% и с 1 сентября 2015 года - на 5% стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов. В законопроекте на указанные цели предусмотрены бюджетные ассигнования в 2013 году в сумме 1,0 млрд. рублей, в 2014 году - 3,9 млрд. рублей, в 2015 году - 6,8 млрд. рублей;
- индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств в 2013 году на 5,5%, в 2014 году на 5,0%, в 2015 году на 5,0 процентов. В законопроекте на указанные цели предусмотрены бюджетные ассигнования в 2013 году в сумме 51,1 млрд. рублей, в 2014 году - 106,3 млрд. рублей, в 2015 году - 162,7 млрд. рублей;
- индексации с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5% и с 1 января 2015 года на 5% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц, горюче-смазочных материалов. В законопроекте на указанные цели предусмотрены бюджетные ассигнования в 2013 году в сумме 23,6 млрд. рублей, в 2014 году - 45,6 млрд. рублей, в 2015 году - 68,9 млрд. рублей;
- индексации с 1 января 2013 года на 5,5% объема дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В законопроекте на указанные цели предусмотрены бюджетные ассигнования в 2013-2015 годах в сумме 21,8 млрд. рублей ежегодно;
- установления на 2014 - 2015 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2013 года - 30% с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, не превышающих в 2014 году 641 тыс. рублей и в 2015 году - 715,0 тыс. рублей. Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов тариф составляет 10 процентов;
- уточнения объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей;
- уточнением прогнозируемого курса рубля по отношению к доллару США, в 2013 году 32,4 руля за 1 доллар США (в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов - 29,4 рубля за 1 доллар США), в 2014 году - 33,0 (30,5), в 2015 году - 33,7;
- учета предложений по оптимизации расходных обязательств федерального бюджета (комплекса мер, направленных на сбалансированность пенсионной системы; уточнения расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность; сокращения в 2013-2015 годах на 5% расходов федерального бюджета на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (за исключением расходов судебной системы, расходов на реализацию государственной программы вооружения, Федерального дорожного фонда)).
- сокращением численности федеральных государственных гражданских служащих в 2013 году на 20% с сохранением 50% высвободившихся в результате проведенных мероприятий бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату их труда и начисления на выплаты по оплате труда.
В части поддержки социального развития субъектов Российской Федерации предусмотрено следующее.
На реализацию проекта по модернизации региональных систем общего образования, который охватывает все субъекты Российской Федерации, на 2013 год предусмотрено 40,0 млрд. рублей. Средства планируется направить на укрепление материальной базы школ, в том числе на:
- оборудование;
- транспортные средства для перевозки учащихся;
- пополнение фондов школьных библиотек;
- текущий ремонт;
- повышение квалификации руководителей и учителей;
- организацию дистанционного обучения обучающихся;
- мероприятия по энергосбережению;
- капитальный ремонт и реконструкцию школ.
Высвобождающиеся в связи с этим у бюджетов субъектов Российской Федерации средства должны быть направлены ими на повышение оплаты труда учителей общеобразовательных школ.
В результате, по мнению Правительства Российской Федерации, реализация данного проекта позволит одновременно значительно укрепить материальную базу школ и существенно повысить заработную плату учителям.
Предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" в части софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению нуждающимся семьям ежемесячной денежной выплаты, в связи с рождением третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет в следующих объемах:
- 3,5 млрд. рублей в 2013 году;
- 10,1 млрд. рублей в 2014 году;
- 15,8 млрд. рублей в 2015 году.
В проекте федерального закона предусмотрена поддержка субъектов Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы развития образования (оснащение 200 тысяч созданных мест для детей дошкольного возраста детской мебелью, осветительными приборами, спортивным инвентарем, игрушками и другим оборудованием и средствами обучения; создание площадок для распространения современных моделей успешной социализации детей, стажировочных площадок для распространения моделей, обеспечивающих современное качество общего образования, обучение и повышение квалификации работников образования в целях распространения моделей государственно-общественного управления образованием). На эти цели планируется выделить средства федерального бюджета в объеме 2,1 млрд. рублей в 2013 году, 1,1 млрд. рублей - 2014 году и в 2015 году - 1,0 млрд. рублей.
Также планируется возмещение бюджетам субъектам Российской Федерации части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита в 2013 год - 1,5 млрд. рублей.
Предусматривается и поддержка субъектов Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы развития образования, на улучшение материально-технической базы образовательных учреждений профессионального образования планируется выделить в 2013 году 0,5 млрд. рублей, 2014 году - 1,1 млрд. рублей, 2015 году - 1,1 млрд. рублей.
Финансирование Федеральных целевых программ
Проект перечня федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов (открытая часть), сформирован с учетом необходимости решения ключевых задач и достижения конкретных целей социально-экономического развития страны с учетом приоритетов, установленных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 2013 - 2015 годы, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Проект перечня федеральных целевых программ одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 6 июля 2012 года (протокол N 22) и на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева 25 июля 2012 года (протокол N ДМ-П13-22пр).
С учетом принятых решений предельные объемы бюджетных ассигнований распределены:
- в 2013 году на реализацию 48 федеральных целевых программ и 2 государственных программ Российской Федерации;
- в 2014 году - 43 федеральных целевых программ и 2 государственных программ Российской Федерации;
- в 2015 году - 40 федеральных целевых программ и 2 государственных программ Российской Федерации.
Начиная с 2013 года, подлежат финансированию проекты новых федеральных целевых программ: "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах", "Развитие судебной системы России" на 2013-2020 годы" и "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2012-2017 годы"; с 2014 года - проекты новых федеральных целевых программ: "Устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" и "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года".
Объем финансирования федеральных целевых программ по открытой части федерального бюджета составит:
- в 2013 году - 1008,9 млрд. рублей, в том числе затраты на капитальные вложения - 559,4 млрд. рублей (объем бюджетных инвестиций в размере 466,7 млрд. рублей и субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральные целевые программы, в размере 92,7 млрд. рублей), на НИОКР - 205,6 млрд. рублей, затраты по направлению "прочие нужды" - 243,9 млрд. рублей;
- в 2014 году - 917,7 млрд. рублей, в том числе затраты на капитальные вложения - 490,6 млрд. рублей (объем бюджетных инвестиций в размере 424,3 млрд. рублей и субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральные целевые программы, в размере 66,3 млрд. рублей), на НИОКР - 181,7 млрд. рублей, затраты по направлению "прочие нужды" - 245,4 млрд. рублей;
- в 2015 году - 934,7 млрд. рублей, в том числе затраты на капитальные вложения - 498,4 млрд. рублей (объем бюджетных инвестиций в размере 439,8 млрд. рублей и субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральные целевые программы, в размере 58,6 млрд. рублей), на НИОКР - 173,0 млрд. рублей, затраты по направлению "прочие нужды" - 263,3 млрд. рублей.
Развитие Калининградской области на период до 2015 года
Объем финансирования указанной федеральной целевой программы за счет средств федерального бюджета составит:
- в 2013 году - 6 320,0 млн. рублей (по паспорту программы 9 263,04 млн. рублей);
- в 2014 году - 6 319,3 млн. рублей (по паспорту программы 11 263,04 млн. рублей);
- в 2015 году - 6 810,4 млн. рублей (по паспорту программы 4 147,65 млн. рублей).
"Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы"
Объем финансирования указанной федеральной целевой программы за счет средств федерального бюджета составит:
- в 2013 году - 3 964,3 млн. рублей (по паспорту программы 3 943,96 млн. рублей);
- в 2014 году - 2 678,5 млн. рублей (по паспорту программы 2 679,11 млн. рублей);
- в 2015 году - 590,0 млн. рублей, что соответствует паспорту программы.
"Юг России (2008-2013 годы)"
Объем финансирования указанной федеральной целевой программы за счет средств федерального бюджета составит в 2013 году - 6 692,1 млн. рублей (по паспорту программы 5 045,74 млн. рублей);
"Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы"
Объем финансирования указанной федеральной целевой программы за счет средств федерального бюджета составит:
- в 2013 году - 5 846,1 млн. рублей (по паспорту программы 3 943,96 млн. рублей);
- в 2014 году - 7 242,7 млн. рублей (по паспорту программы 2 679,11 млн. рублей);
- в 2015 году - 6 559,7 млн. рублей (по паспорту программы 2 679,11 млн. рублей).
"Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года"
Объем финансирования указанной федеральной целевой программы за счет средств федерального бюджета составит в 2013 году 47,23 млрд. рублей (по паспорту программы 42,94 млрд. рублей). В 2013 году заканчивается реализация данной программы. Цели, указанные в паспорте программы, не достигнуты, что связано и с недостаточным объемом финансирования в 2010-2012 годы.
"Жилище" на 2011 - 2015 годы, подпрограмма "Приобретение жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
В рамках федеральной целевой программы "Жилище" предусмотрены средства на приобретение жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в следующих объемах:
- 2849,00 млн. рублей на 2013 год (соответствует паспорту программы);
- 2849,00 млн. рублей на 2014 год, что существенно ниже ассигнований, предусмотренных паспортом программы, и составляет 33% установленного объема средств;
- 5092,96 млн. рублей на 2015 год, что составляет 55% от установленного паспортом программы объема средств.
При этом в статье 10 законопроекта предлагается закрепить норму о распределении бюджетных ассигнований по субъектам Российской Федерации в целях реализации Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в приложениях 24 и 25 к проекту закона.
В рамках ФЦП "Жилище" в 2013 - 2015 годах предусмотрены бюджетные ассигнования на мероприятия по переселению граждан, проживающих в городах Норильск и Дудинка, в объеме 890,0 млн. рублей ежегодно. При этом по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" на выполнение мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры города Норильска запланирована сумма 60,0 млн. рублей ежегодно, по разделу "Социальная политика" на переселение граждан из городов Норильск и Дудинка - 830,0 млн. рублей ежегодно.
Также в федеральной целевой программе "Жилище" в 2013 - 2014 годах запланированы расходы на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали в объёме 486,2 млн. рублей ежегодно, что меньше, чем в 2012 году почти на 8%.
К приоритетам регионального развития Российской Федерации относится развитие Сибири и Дальнего Востока, что подтверждается ростом бюджетных ассигнований по сравнению со среднероссийскими показателями.
Субъектам Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ (СФО), в которых проживает 13% населения России, в 2013 году будет предоставлено 67,1 млрд. рублей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из 418,3 млрд. рублей (>16% от общего объема). Существенный объем финансовой поддержки позволит увеличить уровень бюджетной обеспеченности в расчете на 1 жителя с 29,9 тыс. рублей (до выравнивания) до 35,7 тыс. рублей (после выравнивания) (+19% или +18% к 2012 году) и обеспечить возможности регионов СФО по предоставлению на соответствующей территории государственных и муниципальных услуг.
В 2013 году субъектам СФО планируется предоставить 10,8 млрд. рублей (17,9% от общего объема в 60 млрд. рублей) дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, что обеспечит софинансирование дополнительных расходов на уровне 22%.
В целях ускорения социально-экономического развития регионов Дальнего Востока с привлечением средств федерального бюджета осуществляется:
- создание и модернизация энергетической инфраструктуры, предполагающее ввод в 2013-2015 гг. более 1000 км воздушных линий, 400 км газопровода, объектов генерации тепло- и электроэнергии общей мощностью более 260 МВт для привлечения частных инвестиций, реализации коммерческих проектов и создания новых рабочих мест (финансирование в 2013-2015 годах: за счет средств федерального бюджета - 11,4 млрд. рублей, за счет средств компаний - 173,7 млрд. рублей);
- строительство головного универсального атомного ледокола мощностью 60 МВт, а с 2014 года еще двух ледоколов общей мощностью 120 МВт для обеспечения стратегического присутствия Российской Федерации в Арктическом регионе, круглогодичной навигации, конкуренции Суэцкому каналу по проводке судов, транспортировки природных ресурсов (нефти, сжиженного газа, угля и т.д.) из Арктического региона, развития отдаленных районов России, транзитных рейсов крупнотоннажных судов, работы полярных станций и северного завоза в районы Крайнего Севера (финансирование - в 2013-2015 годах - 38 млрд. рублей). За всю новейшую историю России был построен единственный атомный ледокол "50 лет Победы" (2007 год, строительство продолжалось 18 лет);
- стимулирование перевозки автомобилей, произведенных организациями автомобилестроения на территории Дальневосточного федерального округа, в другие регионы страны (объем субсидии из федерального бюджета - в 2013-2015 годах - 9,6 млрд. рублей);
- обеспечение изготовления деталей и агрегатов самолётов Superjet 100, а также их сборки на предприятиях Дальнего Востока (объем бюджетных ассигнований ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" в 2013-2015 годах составит 11,1 млрд. рублей).
Субъектам Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ (ДВФО), в которых проживает 4,4% населения России, в 2013 году будет предоставлено 108,7 млрд. рублей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из 418,3 млрд. рублей (>25% от общего объема).
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, объем финансовой поддержки позволит увеличить уровень бюджетной обеспеченности в расчете на 1 жителя с 29,6 тыс. рублей (до выравнивания) до 36,5 тыс. рублей (после выравнивания) (+23% или +15% к 2012 году) и обеспечить возможности субъектов ДВФО по предоставлению на соответствующей территории государственных и муниципальных услуг.
В 2013 году субъектам ДВФО будет предоставлено 6,1 млрд. рублей (10,1% от общего объема в 60 млрд. рублей) дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, что обеспечит софинансирование дополнительных расходов на уровне 26% (в среднем по России - 22%).
Проектом федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрены:
- софинансирование 50% скидки со стоимости авиабилета на 33 маршрутах с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении для граждан в возрасте до 23 лет и свыше 55 лет (для женщин) - 60 лет (для мужчин), инвалидов I группы и сопровождающих их лиц (в 2013-2015 годах на указанные цели предусмотрено 2,9 млрд. рублей ежегодно). Оказание данного вида государственной поддержки в 2011 году обеспечило перевозки 371 тыс. пассажиров;
- реконструкция инфраструктуры в 17 аэропортах с общим объемом финансирования в 2013-2015 годах 22,3 млрд. рублей, в том числе завершение реконструкции ВПП в 10 аэропортах (Петропавловск-Камчатский, Итуруп, Южно-Сахалинск и др.) в целях развития инфраструктуры региональной авиации;
- завершение в 2013 году строительства пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) ж/д линии Беркакит-Томмот-Якутск с общим объемом финансирования 22 млрд. рублей в целях обеспечения ж/д сообщения между Республикой Саха (Якутия) и центральной частью страны;
- начало в 2013 году строительства круглогодичного транспортного перехода через реку Лена в районе г. Якутска с общим объемом финансирования 81,5 млрд. рублей, в том числе в 2013-2015 годах - 47,8 млрд. рублей;
- поддержка дорожного хозяйства, с общим объемом финансирования в 2013-2015 годах - 136 млрд. рублей, в том числе оказание государственной поддержки развития региональных автомобильных дорог - 24 млрд. рублей;
- начало строительства в 2014 году объектов глубоководного морского портового транспортного узла на базе портов Находка и Восточный для перевалки до 10 млн. TEU контейнеров в год, около 26 млн. тонн угля в год и около 3,5 млн. тонн зерна в год с общим объемом финансирования 23 млрд. рублей.
Проектом федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрены бюджетные ассигнования на следующие виды расходов:
- субсидии авиационным предприятиям - федеральным казенным предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в 2013-2014 годах в сумме 2 556,0 млн. рублей ежегодно, в 2015 году - 2 576,5 млн. рублей;
- субсидии на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров - жителей Калининградской области из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении в 2013 году в сумме 293,9 млн. рублей, 2014 - 292,7 млн. рублей, 2015 году - 291,5 млн. рублей;
- субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом в 2013-2015 годах в сумме 1 000,0 млн. рублей ежегодно;
- субсидии на навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Севморпути в 2013-2015 годах в сумме 490,8 млн. рублей;
- субсидии аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за исключением аэропортов, находящихся на балансе федеральных казенных предприятий, в 2013-2015 годах в сумме 89,5 млн. рублей ежегодно;
- субсидии на покрытие части расходов, связанных с функционированием почтовых отделений, расположенных в районах Крайнего Севера, в 2013-2014 годах в сумме 146,0 млн. рублей ежегодно, в 2015 году - бюджетных ассигнований не предусмотрено;
- бюджетные ассигнования для поддержания экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов на уровне 2010 года в сумме 240,0 млн. рублей ежегодно;
- субсидии на возмещение части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в сумме 200,0 млн. рублей в 2013 году, 214,8 млн. рублей - 2014 году и 275,9 млн. рублей в 2015 году;
- субсидии на производство продукции растениеводства на низкопродуктивной пашне в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в сумме 342,51 млн. рублей в 2013 году, в 2014 году - 353,4 млн. рублей и 469,0 млн. рублей в 2015 году;
- субсидии на возмещение части затрат по наращиванию поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей в 2013 - 2014 годах в сумме 180,0 млн. рублей ежегодно, в 2015 году - 400,3 млн. рублей;
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока отмечает следующее:
1. В проекте федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" не решены задачи финансового обеспечения указов Президента Российской Федерации по увеличению заработной платы работникам бюджетной сферы на уровне субъектов Российской Федерации. Необходимо увеличить объем средств федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с повышением оплаты труда работников бюджетных учреждений.
2. Рост реальных располагаемых доходов населения за планируемый период 2013-2015 годов существенно ниже, чем в докризисный период.
3. Требует дополнительного внимания проблема снижения долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации в связи со значительным ростом государственного долга субъектов Российской Федерации.
4. В 2013-2015 годах существенно увеличивается нагрузка на бюджеты субъектов Российской Федерации по возврату ранее предоставленных бюджетных кредитов. Предлагаемые меры решения данной проблемы (выдача дополнительных бюджетных кредитов) не только не позволят снизить долговое бремя бюджетов субъектов Российской Федерации, но и значительно ухудшит ситуацию с исполнением бюджетов на региональном и муниципальном уровнях.
5. Существенно уменьшен объем субсидий и субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, при этом проектом закона бюджетные ассигнования распределены по субъектам Российской Федерации не полностью, что не позволяет субъектам Российской Федерации осуществлять точное и эффективное планирование своих расходов.
6. Недостаточно предусмотрено бюджетных ассигнований в проекте федерального закона на переселение граждан (пенсионеров, инвалидов, безработных), выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище".
7. Не предусмотрены средства на переселение граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
8. В связи с переходом ОАО "РЖД" на оказание новых услуг по перевозке багажа, не урегулирован вопрос о компенсации фактических транспортных расходов лицам, переезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на провоз багажа в соответствии с действующим законодательством.
9. Не предусмотрено закрепление на постоянной основе за бюджетами субъектов Российской Федерации дополнительных источников дохода при перераспределении полномочий между уровнями публичной власти (с 1 января 2013 года за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при закреплении полномочий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны бюджетные ассигнования на исполнение данных полномочий предусмотрены в виде субсидий).
Заключение на проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено на заседании Комитета (N 15 от "9" октября 2012 года).
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.