Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту
по проекту федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по транспорту рассмотрел проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы.
Комитет отмечает, что Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", а также задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года и в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 -2015 годах.
Законопроектом предлагается утвердить на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов общий объем бюджетных ассигнований, ведомственную структуру расходов федерального бюджета, а также распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета.
Разработчики Законопроекта исходят из тезиса о том, что российская экономика в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, характеризующейся дальнейшим восстановлением мировой экономики темпами 3,3 - 4% в год и стабилизацией цены на нефть марки "Urals" в диапазоне 97 - 104 доллара США за баррель. Вместе с тем, основные характеристики представленного проекта федерального бюджета свидетельствуют о последовательном снижении в 2013 - 2015 годах планируемых доходов: в 2013 году - 19,3% ВВП, в 2014 году - 19,0% ВВП и в 2015 году - 18,8% ВВП.
Относительную сбалансированность федерального бюджета планируется сохранить за счет снижения его расходной части. Так, в 2013 году расходы запланированы на уровне 20,1% ВВП, в 2014 году - на уровне 19,2% ВВП и в 2015 году - на уровне 18,8% ВВП.
Вместе с тем следует отметить, что принимаемые меры по оптимизации расходных обязательств федерального бюджета не привели к положительному результату и поэтому федеральный бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов является дефицитным. Так, в 2013 году дефицит федерального бюджета прогнозируется в размере 0,8% ВВП, в 2014 году - 0,2% ВВП и в 2015 году - 0,01% ВВП.
Планируемый дефицит федерального бюджета предполагается покрывать за счет государственных заимствований, средств, поступающих от приватизации государственного имущества, а также иных источников.
В данной связи следует отметить, что дефицит бюджета - явление объективное, требующее соответствующих методов управления и прежде всего в области бюджетного прогнозирования, в том числе с учетом международной конъюнктуры движения капиталов и прогнозируемого поведения потенциальных инвесторов. Поэтому Комитет обращает внимание на тот факт, что в первоначальной редакции Федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов дефицит федерального бюджета в 2012 году прогнозировался в размере 1,5% ВВП, в 2013 году - 1,6% ВВП, а в 2014 году - 0,7% ВВП. Вместе с тем в пояснительной записке к Законопроекту величина дефицита федерального бюджета в 2012 году оценивается уже в размере 0,2% ВВП. Такой результат свидетельствует о весьма невысоком уровне достоверности прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и основных показателей федерального бюджета на плановую перспективу, что является следствием несовершенства используемых методик, что в конечном результате приводит к существенным ошибкам и снижению эффективности мер, направленных на решение важнейших экономических и социальных проблем страны.
Авторы Законопроекта отмечают, что основными приоритетами экономической политики в прогнозный период в части развития инфраструктуры являются: "_ содержание и развитие транспортной инфраструктуры (наземной, водной и воздушной), повышение безопасности транспорта, а также расширение автодорожной инфраструктуры".
Вместе с тем, анализ динамики расходов федерального бюджета, заложенных в Законопроекте по подразделу "Транспорт" раздела "Национальная экономика", свидетельствует, что по сравнению с предыдущим годом расходы на содержание и развитие транспортного комплекса страны последовательно сокращаются: в 2013 году - 95,2% от объема финансирования предыдущего года (237500,0 млн. рублей), в 2014 году - 84,2% (187517,2 млн. рублей) и в 2015 году - 101,3% (189905,3 млн. рублей). Наметившаяся тенденция по последовательному сокращению финансирования транспортного комплекса страны ставит под сомнение заявленные планы по "развитию транспортной инфраструктуры". Очевидно, что такой подход к финансированию транспорта позволяет вести речь только о его "содержании".
В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу объемы ассигнований по видам деятельности имеют существенные отличия. Так, например, обращает на себя внимание резкое сокращение по сравнению с предыдущим годом объема межбюджетных трансфертов (21,0% от объема финансирования 2012 года), предназначенных для реализации мероприятий по обеспечению безопасности населения в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, а также субсидирования бюджетов субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, в целях обеспечения доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом.
Авторы Законопроекта особо подчеркивается необходимость "_ расширения автодорожной инфраструктуры, в том числе через механизмы дорожного фонда и расширение строительства платных дорог". В данной связи Законопроектом предусмотрено финансирование подраздела "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" раздела "Национальная экономика" из расчета: в 2013 году - 450131,8 млн. рублей (105,0% к уровню предыдущего года), в 2014 году - 504439,2 млн. рублей (112,1% к уровню предыдущего года), в 2015 году - 510898,3 млн. рублей (101,3% к уровню предыдущего года).
Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года и в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, не возможна без повышения эффективности бюджетных расходов (государственных инвестиций). В данной связи Комитет считает необходимым ускорить процесс разработки и законодательного закрепления системы мониторинга эффективности бюджетных расходов. Кроме того, Комитет отмечает необходимость осуществления оценки эффективности использования значительных финансовых ресурсов, направляемых государственным корпорациям, а также Государственной компании "Автодор", в связи с весьма низкой степенью прозрачности их использования, отсутствием критериев оценки эффективности их функционирования, а также прямого контроля за их деятельностью со стороны компетентных федеральных органов исполнительной власти.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по транспорту, поддерживая в целом концепцию проекта федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении, а Правительству Российской Федерации, как разработчику Законопроекта, устранить отмеченные недостатки в период его подготовки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.