Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Прогноз), разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает следующее.
Согласно Прогнозу в среднесрочной перспективе в здравоохранении предстоит решить ряд ключевых проблем:
переход с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования;
оказание медицинской помощи в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи;
передача осуществления полномочий Российской Федерации по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами (7 нозологий) субъектам Российской Федерации;
включение с 2015 года высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу обязательного медицинского страхования;
внедрение единого норматива субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования;
переход на единый размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
проведение оценки уровня профессиональной квалификации медицинских работников, пересмотр программ повышения квалификации и переподготовки кадров, привлечение профессиональных ассоциаций медицинских работников к работе по совершенствованию медицинского образования;
дальнейшее развитие стационарозамещающих технологий в различных типах медицинских организаций;
принятие мер по стимулированию спроса на лекарственные препараты и медицинские изделия отечественного производства;
принятие мер по формированию здорового образа жизни и повышению ответственности граждан за состояние своего здоровья.
В среднесрочный период продолжится реализация приоритетного национального проекта "Здоровье". Вместе с тем в рамках проводимой реформы планируется осуществить переход к финансовому обеспечению его отдельных мероприятий за счет средств обязательного медицинского страхования.
С 2013 года за счет средств обязательного медицинского страхования будет осуществляться финансовое обеспечение следующих мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье":
осуществление денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающими с названными врачами в муниципальных учреждениях;
осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи;
дополнительная диспансеризация работающих граждан;
проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями.
С 2015 года планируется осуществить переход к финансовому обеспечению за счет средств ОМС следующих мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье":
высокотехнологичные виды медицинской помощи;
мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями;
совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
мероприятия по пренатальной (дородовой) диагностике;
закупки оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга;
мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.
В период 2013 - 2015 годов за счет средств федерального бюджета продолжится реализация следующих мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье":
мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С;
мероприятия, направленные на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, профилактические мероприятия;
финансовое обеспечение закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С;
централизованные закупки в рамках национального календаря профилактических прививок.
Прогноз содержит динамику объемов платных услуг населению. Предполагается, что к 2015 году рынок платных медицинских услуг будет расти опережающими темпами по сравнению с ростом платных услуг населению и в период с 2011 по 2015 гг. вырастет на 24,7%. Рост объема санаторно-оздоровительных услуг за тот же период прогнозируется меньшими темпами - на 15,8%.
Динамика физических объемов платных услуг населению
|
2011 г. |
2012 г. оценка |
2015 г. к 2011 г., % |
|||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||
Объем платных услуг населению в ценах соответствующих лет, млрд. руб. |
5452 |
5954 |
6776 |
7730 |
8828 |
|
в сопоставимых ценах, в % к пред. году |
103 |
103,6 |
104,7 |
105,6 |
105,9 |
121,3 |
Из них: |
|
|
|
|
|
|
медицинские услуги в ценах соответствующих лет, млрд. руб. |
272,8 |
306,7 |
353,0 |
406,5 |
487,2 |
|
в сопоставимых ценах, в % к пред. году |
101,8 |
104,8 |
105,0 |
106,0 |
106,9 |
124,7 |
санаторно-оздоровительные услуги в ценах соответствующих лет, млрд. руб. |
65,6 |
71,5 |
79,7 |
90,2 |
97,2 |
|
в сопоставимых ценах, в % к пред. году |
99,3 |
102,3 |
103,0 |
104,4 |
105,3 |
115,8 |
По мнению экспертов, главной причиной, влияющей на рост рынка платных медицинских услуг, является ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи.
В структуре платных услуг населению в этот период удельный вес платных медицинских услуг возрастет с 5,0% до 5,5%; санаторно-оздоровительных - уменьшится с 1,2% до 1,1.
Структура платных услуг населению в процентах к итогу
|
2011 г. |
2012 г. оценка |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Все оказанные услуги |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
медицинские |
5,0 |
5,2 |
5,2 |
5,3 |
5,5 |
санаторно-оздоровительные |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,1 |
В Прогнозе приведены выборочные показатели, характеризующие ресурсный потенциал отрасли. Так, обеспеченность врачами-терапевтами участковыми на 10 тыс. человек населения увеличится с 2,8 в 2011 году до 3,2 в 2014 году, врачами-педиатрами участковыми - с 10,42 в 2011 году до 10,46 в 2014 году, врачами общей практики - с 0,72 в 2011 году до 0,8 в 2014 году.
Предполагается развивать дневные стационары, в которых обеспеченность местами на 10 тыс. человек населения возрастет с 15,5 в 2011 году до 15,65 в 2014 году.
Комитет отмечает, что приложения к Прогнозу не содержат показателей по разделу N "Здравоохранение и предоставление социальных услуг". Отсутствуют в динамике с 2011 по 2015 гг. показатели обеспеченности больничными койками, амбулаторно-поликлиническими учреждениями врачами и средним медицинским персоналом, числа посещений и др.
Прогноз не содержит показателей потребности в финансовых средствах Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов и подушевых нормативов финансирования Программы в расчете на одного жителя в год.
Таким образом, Прогноз в части здравоохранения не дает комплексного представления о состоянии отрасли в среднесрочной перспективе, что представляется особенно важным в условиях проводимых реформ.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов и считает, что он требует доработки и редактирования в части раздела N "Здравоохранение и предоставление социальных услуг".
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 10 октября 2012 года (протокол N 16).
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.