Заключение Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с проектом федерального закона, и отмечает следующее.
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2013-2015 годы осуществлено с учетом основных положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах.
В сфере социального развития основными задачами бюджетной политики в указанный период определены улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг. Для реализации указанных задач в числе приоритетных направлений расходов федерального бюджета на период 2013-2015 годов являются:
безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение;
обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и дальнейшего развития пенсионной системы;
обеспечение реализации первоочередных задач социальной сферы, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", "О мерах по реализации демографической политики".
Основные особенности формирования расходов федерального бюджета на 2013-2015 годы в сфере социального развития
1. Индексация фондов оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, судей и прокурорских работников с 1 октября 2013 года на 5,5 процента.
В целях частичной компенсации дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" проектом федерального бюджета предусмотрено распределение дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2013 год в объеме 60,0 млрд. рублей.
2. Индексация стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов с 1 сентября 2013 года на 5,5 процента, с 1 сентября 2014 года на 5,0 процента, с 1 сентября 2015 года на 5,0 процента.
3. Индексация по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств в 2013 году на 5,5 процента, в 2014 году на 5,0 процента, в 2015 году на 5,0 процента.
4. С 1 января 2013 года предусматривается повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 12,9 процента. Соответствующим проектом федерального закона предлагается установить размер МРОТ в сумме 5 205 рублей.
Однако комитет считает запланированное на 2013 год повышение минимального размера оплаты труда недостаточным.
С 2013 года величина прожиточного минимума будет рассчитываться на основе нового нормативно-статистического метода расчета, использование которого приведет к увеличению величины прожиточного минимума. В результате величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в 2013 году прогнозируется в 8 045 рублей. В этом случае постепенное приближение МРОТ к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения будет снивелировано.
В дальнейшем, как указывается в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов предполагается ежегодное повышение МРОТ темпами соответствующими ежегодному увеличению номинально начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника в целом по экономике Российской Федерации до достижения величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Комитет настаивает, чтобы Правительство Российской Федерации представило ко второму чтению план поэтапного повышения минимального размера оплаты труда на 2014-2015 годы до уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения.
5. Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на 2014-2015 годы планируется установить на уровне 2013 года - 30,0 процента с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, не превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, установленную на соответствующий финансовый год. Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов тариф составляет 10,0 процента.
6. В межбюджетных трансфертах, передаваемых бюджетам государственных внебюджетных фондов, предусмотрены средства на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов с учетом снижения тарифов страховых взносов.
7. Начиная с 2013 года средства федерального бюджета, ранее направляемые на покрытие дефицита бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, будут передаваться в указанные бюджеты в форме трансфертов на обеспечение сбалансированности указанных бюджетов.
Указанные трансферты будут отражаться в доходах бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом утвержденный дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации будет покрываться, в том числе за счет собственных средств и переходящих остатков.
8. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" планируется осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой семье в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Предусматривается, что финансовая поддержка будет оказываться субъектам Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации.
9. Статьями 8-10 законопроекта определяются особенности использования средств федерального бюджета в соответствующих сферах деятельности, в том числе связанные с реализацией приоритетных национальных проектов, конкретизируются отдельные расходные обязательства в социальной сфере. При этом в статье 10 законопроекта в соответствии с законодательством Российской Федерации предлагается установить размеры дополнительных мер государственной поддержки отдельным категориям граждан с учётом прогнозируемой инфляции.
10. Статьей 10 предусмотрено установление на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации устанавливается на 2013 год в размере 6 131 рубль, 2014 год - 6 462 рубля, 2015 год - 6 779 рублей.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.