Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 199705-6 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 11 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Досье на проект федерального закона
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" часть 3 статьи 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" была дополнена предложением следующего содержания:
"В качестве условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции может устанавливаться наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) договоров сельскохозяйственного страхования, отвечающих требованиям федерального закона о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования.".
Иными словами, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего постановления может сложиться ситуация, при которой сельхозтоваропроизводитель не сможет рассчитывать на получение субсидий по кредитам, семенам и прочему без наличия договора страхования с господдержкой, что переводит агрострахование из разряда добровольного в "добровольно-принудительное".
Отказ от договора страхования для сельхозтоваропроизводителей многократно увеличит вероятность банкротства. Но вынужденное страхование не будет безусловным благом, так как из-за трудности доказывания обстоятельств наступления страхового случая сельхозтоваропроизводители очень часто не получают страховых выплат. Поэтому уровень доверия аграриев к институту страхования остается низким.
Информация, имеющаяся в общедоступных источниках, свидетельствует о том, что в целом по Российской Федерации сельхозтоваропроизводители сегодня страхуют менее 20% потенциальных рисков, против 90 - 95% в большинстве развитых стран. При этом количество заключенных договоров агрострахования снижалось на протяжении последних 5 лет (срок наблюдения), а в 2012 году количество заключенных договоров страхования в 2,5 раза меньше, чем годом ранее (до вступления в силу Закона N 260-ФЗ). Предусмотренные в федеральном бюджете средства на возмещение страховой премии, по прогнозам Министерства сельского хозяйства РФ, будут освоены лишь на 20%.
При таких обстоятельствах должен сохраняться принцип добровольности заключения договора страхования.
Законопроектом предлагается исключить из федерального законодательства норму, ставящую возможность государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в зависимость от наличия у них договора страхования.
Законопроект направлен на защиту интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей при страховании, осуществляемом с государственной поддержкой.
Норма, которую предлагается отменить вступила в силу 1 января 2012 года. За указанный период Правительство Российской Федерации не воспользовалось своим правом (данным ему этой нормой) и не приняло акта, который бы ставил предоставление компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации их расходов на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в зависимость от наличия у последних договоров сельскохозяйственного страхования.
Таким образом, законопроект направлен на защиту интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей при страховании, осуществляемом с государственной поддержкой, и носит превентивный характер. Обосновать целесообразность законопроекта данными статистики не представляется возможным из-за ее отсутствия в отношении указанной нормы.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 11 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 11 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 11 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 11 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.