Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 198013-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части введения административной ответственности за нарушения установленных правил содержания собак и кошек)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части введения административной ответственности за нарушения установленных правил содержания собак и кошек) разработан в целях упорядочения привлечения к административной ответственности граждан, не соблюдающих правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время Верховным Судом Российской Федерации (например, Определением от 14 декабря 2011 года N 64-Г11-36 и др.) установлено, что на территории Российской Федерации по вопросу содержания собак и кошек действует Постановление Совмина РСФСР от 23 сентября 1980 года N 449 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР". Региональный законодатель не вправе устанавливать административную ответственность за нарушения в области правоотношений, урегулированных Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также иными подзаконными актами: Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации, СанПиН 3.2.1333-03", введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2003 года N 105; санитарными правилами СП 3.1.7.2835-11 "Профилактика лептоспирозной инфекции у людей", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 января 2011 года N 6; "СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2 Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 30 апреля 1998 года N 16; "Правилами содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР", утвержденными Минжилкомхозом РСФСР 12 июня 1981 года, Минсельхозом РСФСР 24 июня 1981 года, Минздравом РСФСР 24 июня 1981 года, Минюстом РСФСР 3 июля 1981 года.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 81-АПГ12-1 также указано: "...региональный законодатель, устанавливая административную ответственность за нарушение правил содержания домашних животных и птиц (статья 18 Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года N 89-ОЗ), таким образом вторгся в компетенцию Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, ибо квалификация данного правонарушения не исключается по статье 6.3 КоАП Российской Федерации (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия), на что указывают объект и объективная сторона правонарушения". Аналогичная позиция содержится и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 46-АПГ12-14 (и нескольких других).
Следовательно, необходимо урегулировать эти правоотношения на уровне федерального закона.
Вместе с тем, актуальность проблемы, связанной с нарушениями установленных правил содержания собак и кошек, подтверждается цифрами статистики. Так, в течение 2010 года сотрудниками полиции к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.4 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" был привлечен 361 человек, за 11 месяцев 2011 года - 671.
В настоящее время в связи с отменой статьи 5.4 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области", предусматривающей ответственность за нарушения установленных правил содержания собак и кошек, и отсутствием данной ответственности в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях обратившиеся в органы власти с жалобами о нарушениях правил содержания собак и кошек граждане получают отказ в их удовлетворении в связи с отсутствием оснований для привлечения правонарушителей к ответственности. Так, в течение 3 месяцев 2012 года сотрудниками территориальных подразделений внутренних дел Ивановской области рассмотрено 107 заявлений по фактам нарушения правил содержания собак и кошек. Материалы проверок по указанным фактам после рассмотрения списаны в накопительное дело, в результате чего граждане, нарушившие правила содержания собак и кошек, ушли от какой-либо ответственности.
Настоящий законопроект позволит устранить существующие пробелы законодательства.
На основании изложенного считаем необходимым принять Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части введения административной ответственности за нарушения установленных правил содержания собак и кошек).
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части введения административной ответственности за нарушения установленных правил содержания собак и кошек)
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части введения административной ответственности за нарушения установленных правил содержания собак и кошек) не потребует выделения дополнительных материальных и иных средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.