Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 202133-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время многие ранее судимые лица, несмотря на принимаемые к ним меры в период отбывания наказания и после освобождения из мест лишения свободы, продолжают вести антиобщественный образ жизни, совершают различные правонарушения и уклоняются от административного надзора.
За неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года.
Наказание в виде исправительных работ и обязательных работ относится к одним из самых мягких видов наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Кроме того, от исполнения данных видов наказаний, не связанных с лишением свободы, осужденные могут уклоняться, также как и от административного надзора. На практике это приводит к ситуациям, когда длительное время поднадзорные лица остаются вне контроля правоохранительных органов, а назначенные им наказания в виде исправительных работ или обязательных работ не исполняются.
Назначение поднадзорным лицам видов наказаний, за уклонение от административного надзора, не связанных с лишением свободы, от которых они могут также уклоняться, не обеспечивает реализацию задач административного надзора.
Учитывая высокую степень опасности для общества со стороны отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых устанавливается административный надзор, законопроектом предлагается возможность установления для данной категории лиц наказания за уклонение от административного надзора по статье 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации только в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что в отношении поднадзорного лица (лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор) судом могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган
внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
За несоблюдение указанных ограничений частью первой статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, при условии, что действия (бездействие) поднадзорного лица не содержат уголовно наказуемого деяния.
В то же время уголовная ответственность за нарушение поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений действующим законодательством не предусмотрена.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" предусматривает установление уголовной ответственности для лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не соблюдающих административные ограничения, установленные судом в соответствии с федеральным законом. Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется соответствующей статьей 314.2.
Дополнением в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливается, что уголовные дела по статье 314.2 будут подсудны районному суду, предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных данной статьей, производится в форме дознания.
Принятие предлагаемых изменений устранит указанные недостатки нормативного правового регулирования, окажет положительное влияние на профилактику фактов уклонения от административного надзора, а также нарушений поднадзорным лицом административных ограничений, установленных судом в соответствии с федеральным законом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не повлечет дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует внесения изменений в иные нормативные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.