Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 205660-6 "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий и лиц, приравненных к ним, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона, средства на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем вышеназванных категорий граждан предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно статье 23.2 Федерального закона объем бюджетных ассигнований на приобретение жилья для ветеранов боевых действий, зависит от:
средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития РФ;
нормы предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина (18 или 36 кв. м).
Данная норма ставит граждан, относящихся к категории ветеранов боевых действий, в неравные условия с ветеранами Великой Отечественной войны, обеспечение жильем которых осуществляется исходя из 36 кв. метров на одного гражданина. При этом меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны также установлены Федеральным законом.
Следует отметить, что ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий составляют одну родовую группу лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий.
В настоящее время большинство ветеранов боевых действий испытывают трудности в приобретении жилых помещений на средства предоставляемой им денежной выплаты (субсидии), что приводит к нарастанию социальной напряженности.
Выходом из сложившейся ситуации может стать увеличение нормы предоставления общей площади жилого помещения на одного получателя, относящегося к категории ветеранов боевых действий, с 18 до 36 кв. метров.
Изменение объема меры социальной поддержки имело место и в отношении ветеранов Великой Отечественной войны.
До 2008 года нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны гарантировалось предоставление жилья общей площадью 18 кв. м, с 2008 до 2009 годы - 22 кв. м.
Федеральным законом от 29.06.2009 N 135-ФЗ в абзац первый подпункта 2 пункта 3 статьи 23.2 было внесено изменение, согласно которому норма предоставления общей площади жилого помещения на одного ветерана выросла до 36 кв. м, т.е. фактически до величины стандартной однокомнатной квартиры.
Ветераны, с учетом заслуг по защите Отечества и безупречной службы, имеют полное право на условия, обеспечивающие им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Принятие данного федерального закона позволит повысить социальную защищенность ветеранов и инвалидов боевых действий, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий и устранить путем выравнивания прав противопоставление отдельных категорий граждан, перечисленных в статье 23.2 Федерального закона, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению их жильем.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах"
Право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем общей площадью 36 квадратных метров, может быть реализовано лицами, указанными в подпункте 1 статьи 1 данного проекта закона, начиная с 1 января 2015 года.
В связи с этим объем бюджетных ассигнований на указанные цели с учетом темпов роста инфляции будет предусмотрен в проекте федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Согласно действующей редакции подпункта 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" совокупные расходы федерального бюджета на обеспечение получателей мер социальной поддержки жильем общей площадью 18 кв. м оценочно составляют 23 млрд. 749 млн рублей.
Изменение нормы предоставления общей площади жилого помещения на одного получателя мер социальной поддержки (с 18 до 36 кв. м), повлечет дополнительные расходы федерального бюджета в размере 23 млрд. 749 млн рублей.
Таким образом, совокупные расходы увеличатся ровно в два раза.
Указанный объем бюджетных ассигнований определён по следующей формуле:
42 900 (человек) * 30 755 (рублей) * 36 (кв. м) = 47 млрд. 498 млн рублей
47 млрд. 498 млн (рублей) : 2 = 23 млрд. 749 млн рублей, где:
42 900 (человек) - численность нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, вставших на учет до 1 января 2005 года;
30 755 (рублей) - размер средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в среднем по субъектам РФ на первый квартал 2012 года, рассчитанная путём суммирования всех средних рыночных стоимостей по отдельным субъектам РФ, утверждённых приказом Министерства регионального развития РФ от 09.12.2011 N 562 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2012 года", и деления полученной суммы на количество субъектов РФ - 83;
36 (кв. м) - предлагаемая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного получателя мер социальной поддержки;
47 млрд. 498 млн (рублей) - совокупные расходы федерального бюджета на обеспечение получателей мер социальной поддержки жильем общей площадью 36 кв. м.
Дополнительные расходы федерального бюджета на обеспечение получателей мер социальной поддержки, проживающих в Самарской области, жильем общей площадью 36 кв. м оценочно составят 505 млн рублей.
Указанный объем бюджетных ассигнований определён по следующей формуле:
937 (человек) * 30 000 (рублей) * 36 (кв. м) = 1 млрд. 11 млн рублей
1 млрд. 11 млн (рублей) : 2 = 505 млн рублей, где:
937 (человек) - численность нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, вставших на учет до 1 января 2005 года;
30 000 (рублей) - размер средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Самарской области на первый квартал 2012 года, утверждённый приказом Министерства регионального развития РФ от 09.12.2011 N 562 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года";
36 (кв. м) - предлагаемая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного получателя мер социальной поддержки;
1 млрд. 11 млн (рублей) - совокупные расходы федерального бюджета на обеспечение получателей мер социальной поддержки, проживающих в Самарской области, жильем общей площадью 36 кв. м;
В таблице приведены объемы бюджетных ассигнований на приобретение жилья общей площадью 36 кв. м по каждому субъекту Российской Федерации:
Указанные объемы бюджетных ассигнований определены по следующей формуле:
36 (кв. м) * ... (рублей)
36 (кв. м) - предлагаемая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного получателя мер социальной поддержки;
... (рублей) - размер средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по отдельному субъекту РФ на первый квартал 2012 года, утверждённый приказом Министерства регионального развития РФ от 09.12.2011 N 562 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года".
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах" потребует внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 27.03.2006 N 169 "Об утверждении Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в пункты 3.2 и 4.2 приказа Министерства регионального развития РФ от 30.04.2010 N 229 "Об утверждении Порядка составления и представления отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду пункты 3.2 и 4.2 Порядка составления и представления отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30.04.2010 N 229
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.