Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 200769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматриваются законодательные меры, направленные на борьбу с таким явлением, как организация и проведение "договорных" матчей.
В этих целях в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливается запрет на противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований разных уровней, что рассматривается в качестве одного из основополагающих принципов законодательства в данной сфере.
Под противоправным влиянием на результат официального спортивного соревнования понимается совершение в целях достижения заранее предопределенного результата или исхода соревнования хотя бы одного из следующих деяний:
1) подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей спортивных команд, других участников или организаторов официального спортивного соревнования, а равно принуждение или склонение указанных лиц к оказанию такого влияния либо вступление с ними в сговор;
2) получение указанными лицами денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование ими услугами имущественного характера, извлечение других выгод и преимуществ либо вступление их в сговор.
Законопроектом предусматриваются меры, направленные на предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбу с ним.
Так, спортивные федерации обязаны отстранять от участия в спортивных соревнованиях лиц, которые подозреваются или обвиняются в противоправном влиянии на результаты официальных спортивных соревнований, а в случае вынесения обвинительного приговора - применять к таким лицам спортивные санкции, включая спортивную дисквалификацию спортсменов. Кроме того, при выявлении фактов противоправного влияния на результаты соревнований спортивные федерации должны информировать об этом соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также правоохранительные органы.
Устанавливается запрет на участие спортсменов, тренеров, спортивных судей, руководителей спортивных команд и других участников официальных спортивных соревнований в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на эти соревнования по соответствующим видам спорта. За нарушение этого запрета спортивные федерации также должны будут применять к указанным лицам спортивные санкции.
Общероссийские и региональные спортивные федерации, не исполняющие своих обязанностей по предотвращению противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований, исключаются из реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций.
Противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований осуществляется, как правило, в целях получения значительных доходов. Одним из основных способов их получения является совершение ставок в букмекерских конторах и тотализаторах на те спортивные соревнования, по которым имеется предварительная договоренность об их результатах или исходе. В связи с этим предусматривается внести изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и закрепить в нем механизм, способствующий выявлению фактов противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и лиц, оказывающих такое влияние.
В частности, прием ставок в букмекерских конторах и тотализаторах, а также выплата по ним выигрышей будут осуществляться только при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего личность. Организаторы азартных игр в указанных игорных заведениях обязаны информировать общероссийские спортивные федерации по соответствующему виду спорта и налоговые органы о выплаченных или подлежащих выплате выигрышах по результатам заключенных пари на официальные спортивные соревнования, которые завершились с наименее вероятным исходом.
В целях контроля за полнотой и достоверностью этой информации на организаторов азартных игр также возлагается обязанность по ведению учета участников азартных игр, осуществляющих ставки на официальные спортивные соревнования, и предоставлению данных учета в налоговые органы. За неисполнение организаторами азартных игр указанных обязанностей вводится административная ответственность в виде административного штрафа. Соответствующие изменения вносятся в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Помимо указанных нововведений, законопроектом предусматриваются дополнительные меры, направленные на снижение эффективности использования букмекерских контор и тотализаторов в целях противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и получения от этого доходов. Такие меры одновременно будут способствовать совершенствованию налогового контроля за всеми доходами, получаемыми физическими лицами в виде выигрышей в указанных игорных заведениях.
В настоящее время обязанность по уплате налогов в отношении таких доходов возложена на физических лиц - получателей выигрышей. Однако налоговые органы фактически не могут осуществлять контроль за соблюдением данной обязанности, поскольку не обладают информацией о факте получения выигрыша конкретным физическим лицом. Запрет на прием ставок и получение выигрышей без документа, удостоверяющего личность, предлагается распространить на все азартные игры в букмекерских конторах и тотализаторах, что позволит не только идентифицировать получателей выигрышей, но и возложить на организаторов азартных игр функции налогового агента по исчислению и уплате налога на такие доходы физических лиц. Соответствующие изменения вносятся в Налоговый кодекс Российской Федерации.
В законопроекте также предлагается уточнить составы преступлений за подкуп участников и организаторов спортивных соревнований, предусмотренные статьей 184 Уголовного кодекса Российской Федерации, и усилить санкции за их совершение.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.