Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 56888-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части обеспечения преемственности правового регулирования на территории, присоединяемой к г. Москве с 1 июля 2012 года в результате изменения границ), внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 56888-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Президентом Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации в целях обеспечения преемственности правового регулирования на территории, присоединяемой к г. Москве с 1 июля 2012 года в результате изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой (далее - город федерального значения Москва) и Московской областью. Изменение указанных границ с 1 июля 2012 года утверждено Постановлением Совета Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью".
Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменения в нормы статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривающие, что в случае изменения границ между субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, населенными пунктами уточненные сведения об адресе (местоположении) здания (строения), сооружения, помещения, земельного участка или объекта незавершенного строительства должны будут вноситься Единый государственный реестр прав без повторной регистрации и без заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества. Внесение указанных изменений позволит освободить правообладателей данных объектов от обязанности переоформлять в упомянутых случаях правоустанавливающие документы на указанные объекты.
Нормами статьи 2 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которым на внутригородских территориях, включенных в состав города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, до 1 января 2025 года допускается нахождение ранее созданных объектов размещения отходов. Внесение данных изменений необходимо в целях сохранения возможности нахождения на указанных территориях ранее созданных объектов по размещению отходов.
Статьей 3 законопроекта предусматривается внесение изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым в городе федерального значения Москве система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может быть введена в действие на период до двух лет на отдельных внутригородских территориях, включенных в состав города федерального значения Москвы в результате изменения его границ. При этом законопроектом предусматривается, что данная система налогообложения может быть введена в действие только в случае, если на день изменения данных границ указанная система действовала на таких территориях на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных районов, городских округов.
Необходимо учитывать, что в настоящее время на территории города федерального значения Москвы система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не применяется и ее введение в ближайшее время не предполагается. Внесение предлагаемых законопроектом изменений предоставит возможность принять закон города Москвы, которым в целях создания благоприятных и стабильных условий для развития и субъектов малого и среднего предпринимательства будет сохранена ранее действовавшая на указанных внутригородских территориях система налогообложения в виде единого налога, применяемая в отношении данных субъектов. В то же время, по мнению Комитета в предлагаемой редакции части 1.1 статьи 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации было бы целесообразно прямо указать, что в данном случае система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может быть введена в действие на упомянутых территориях законом города Москва.
Положения статьи 6 законопроекта предусматривают, что в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, с 1 июля 2012 года применяются решения об установлении цен (тарифов, индексов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, принятые уполномоченными органами исполнительной власти Московской области, а также решения об установлении надбавок, принятые органами местного самоуправления. При этом такие решение будут действовать на указанных территориях до окончания срока их действия или вступления в силу соответствующих решений органа исполнительной власти города федерального значения Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов) и (или) органов местного самоуправления. В данной статье законопроекта также указывается, что нормативы потребления коммунальных услуг, действовавшие до 1 июля 2012 года, применяются в присоединенных муниципальных образованиях до утверждения уполномоченным органом исполнительной власти города федерального значения Москвы нормативов потребления коммунальных услуг для присоединенных муниципальных образований.
Следует отметить, что в настоящее время тарифы на электроэнергию и услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства для населения в городе федерального значения Москве и Московской области, а также нормативы потребления коммунальных услуг имеют существенные различия. В связи с этим данными нормами законопроекта предлагается установить возможность сохранения в присоединяемых муниципальных образованиях тарифов и нормативов, действующих в настоящее время на соответствующих территориях, а также предоставить Региональной энергетической комиссии г. Москвы временные полномочия по установлению на указанных территориях тарифов и нормативов, отличных от тарифов и нормативов, действующих в г. Москве, в целях поэтапного выравнивания уровня тарифов и нормативов на всей территории города Москвы.
Нормами статьи 5 законопроекта предлагается внести изменения в часть 3 статьи 79 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) предусматривающие, что законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства может быть установлена система органом местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В то же время в нормах Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 131) и Федерального закона N 131-ФЗ (статьи 34, 39, 44) используется понятие "структура органов местного самоуправления". При этом, положения части 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации предусматривают, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие принципы организации структуры органов местного самоуправления исчерпывающим образом определены в отношении всех типов муниципальных образований в нормах Федерального закона N 131-ФЗ (глава 6). Нормами Конституции Российской Федерации и Федерального закона N 131-ФЗ не предусмотрена возможность конкретизации законами отдельных субъектов Российской Федерации структуры органов местного самоуправления в отношении отдельных типов муниципальных образований.
Следует отметить, что согласно действующим положениям части 3 статьи 79 Федерального закона N 131-ФЗ исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются перечень вопросов местного значения и источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Следовательно, в настоящее время данная норма Федерального закона N 131-ФЗ уже предоставляет данным субъектам Российской Федерации полномочия по регулированию компетенции и доходной базы внутригородских муниципальных образований в тех пределах, которые могут позволить обеспечить единство городского хозяйства в городах федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Таким образом, Федеральный закон N 131-ФЗ содержит нормы направленные на обеспечение определенного баланса интересов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся субъектами Российской Федерации и находящихся на их территориях внутригородских муниципальных образований. В связи с этим расширение компетенции городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по установлению особенностей организации местного самоуправления в внутригородских муниципальных образованиях, а также их статуса и его отдельных элементов представляется излишним.
Кроме того, по сути структура органов местного самоуправления и система органов местного самоуправления - взаимосвязанные понятия. Вместе с тем отсутствие в законодательстве Российской Федерации определения понятия "система органов местного самоуправления", а также четко установленного соотношения данного понятия с понятием "структура органов местного самоуправления" может вызвать правовую неопределенность относительно определения пределов компетенции субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в правовом регулировании особенностей организации местного самоуправления в внутригородских муниципальных образованиях с учетом указанного в законопроекте полномочия.
Необходимо также учитывать, что указанные нормы законопроекта распространяются на все внутригородские муниципальные образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому содержание данных положений расширяют предмет правового регулирования законопроекта, который согласно его пояснительной записке должен обеспечить только преемственность правового регулирования на территории, присоединяемой к г. Москве с 1 июля 2012 года в результате изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью.
В целях устранения указанной проблемы Комитет считает необходимым отказаться от внесения изменений в статью 79 Федерального закона N 131-ФЗ. Положения, касающиеся особенностей организации местного самоуправления на территории, присоединяемой к г. Москве, целесообразно включать в текст законопроекта в качестве самостоятельных норм, носящих временный характер и применяемых только в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.