Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 26 июня 2012 г. N 3.2-04/827
на проект федерального закона N 56888-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 56888-6), принятый Государственной Думой 22 июня 2012 года, (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на обеспечение преемственности правового регулирования на определенных территориях в случаях изменения границ между субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, населенными пунктами, в частности на присоединяемой с 1 июля 2012 года к городу Москве части территории Московской области.
Федеральным законом вносятся изменения в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, в федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "Об отходах производства и потребления", "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "Об электроэнергетике", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", а также в Жилищный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации.
Так, например, изменения, вносимые в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" и Налоговый кодекс Российской Федерации направлены на возможность сохранения на присоединяемых территориях тех ставок налога на имущество физических лиц и земельного налога, которые существовали на этих территориях до принятия решения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью, поскольку по общему правилу определять дифференциацию ставок налога на имущество физических лиц можно только в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения, а земельного налога - в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а не от места нахождения объекта налогообложения.
Помимо этого дополнения, вносимые в Налоговый кодекс Российской Федерации, фактически позволяют на период до двух лет сохранить на присоединяемых территориях действовавшую там на день изменения границы между Москвой и Московской областью систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Изменения, вносимые в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливают временной промежуток (до 31 декабря 2014 года), в течение которого на территории города федерального значения Москвы (как исключение из общего правила) возможно предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии правил землепользования и застройки. Корреспондирующие изменения, позволяющие при отсутствии генерального плана города федерального значения Москвы и правил землепользования и застройки производить в этот период определенные действия в сфере градостроительства, вносятся в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
При продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые отнесены в результате изменения границ города федерального значения Москвы к землям населенных пунктов, Федеральный закон до 1 января 2025 года устанавливает преимущественное право покупки для города Москвы.
Также принятый Федеральный закон предусматривает освобождение правообладателей зарегистрированных на присоединяемых территориях объектов недвижимости от обязанности переоформлять правоустанавливающие документы в связи с уточнением сведений об адресе (местоположении) здания (строения), сооружения, помещения, земельного участка или объекта незавершенного строительства. Новый адрес в течение трех месяцев со дня изменения границ между субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, населенными пунктами самостоятельно вносится органом, осуществляющие государственную регистрацию прав.
Жилищный кодекс Российской Федерации дополняется нормами, позволяющими законом города Москвы сохранить за органами местного самоуправления присоединяемых территорий установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Создает рассматриваемый Федеральный закон и стабильность в деятельности на присоединяемых территориях нотариусов, занимающихся частной практикой, поскольку сохраняет за ними возможность продолжать осуществлять полномочия по прежнему месту совершения нотариальных действий.
Для разрешения возможных правовых коллизий в сфере охраны окружающей среды и лесопользования принятый Федеральный закон допускает, например, отнесение лесов, которые ранее располагались на землях лесного фонда на присоединяемых территориях, к зеленому фонду, а также допускает до 1 января 2025 года нахождение и эксплуатацию на присоединенных территориях ранее созданных объектов размещения отходов.
Также принятый Федеральный закон устанавливает дополнительные к существующим особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге путем в частности предоставления им права своими законами определять случаи, когда у внутригородских муниципальных образований может не формироваться администрация, однако оставляя при этом открытым вопрос об исполнителе ее полномочий.
Принятый Федеральный закон позволяет разрешить значительную часть вопросов, возникающих при изменении границ между субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, населенными пунктами, тем самым обеспечивая в таких случаях преемственность правового регулирования.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, так как принят по вопросам, указанным в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Первый заместитель |
А.С. Матвеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.