Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие возложение на налоговых агентов обязанности по представлению в налоговые органы по месту своего учета налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц.
Следует отметить, что законопроект имеет ряд внутренних противоречий.
Так, согласно абзацу первому пункта 1 статьи 38 Кодекса в редакции законопроекта предусматривается возникновение обязанности у налогового агента по уплате налога. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Кодекса в редакции законопроекта налоговыми агентами признаются лица, на которые в соответствии с Кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, а также по представлению в налоговый орган по месту своего учета налоговых деклараций. При этом, в соответствии со статьей 19 Кодекса обязанность уплачивать налоги и сборы является обязанностью налогоплательщиков.
Аналогичное замечание относится к пункту 3 статьи 1 законопроекта, предусматривающему внесение изменений в статью 44 Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 5 статьи 1 законопроекта предлагается внести в абзац четвертый пункта 3 статьи 80 Кодекса изменение, согласно которому налогоплательщики (налоговые агенты), отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Вместе с тем к категории крупнейших (статья 83 Кодекса) могут быть отнесены налогоплательщики, а не налоговые агенты.
Не представлены основания для исключения права налогоплательщика на представление налоговой декларации в письменной форме.
Подпунктом 2 пункта 6 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменение в пункт 3 статьи 81 Кодекса, предусматривающее освобождение от ответственности налогового агента при представлении уточненной налоговой декларации после истечения срока подачи налоговой декларации. Вместе с тем ответственность налоговых агентов за нарушение срока представления налоговой декларации Кодексом не установлена.
Представление налоговыми агентами налоговых деклараций, отражающих сведения в целом по налоговому агенту без детализации по конкретным налогоплательщикам, противоречит статье 226 Кодекса, устанавливающей, что обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации производится налоговым агентом в отношении каждого конкретного налогоплательщика.
Кроме того, законопроектом предусматривается введение дополнительной отчетности по налогу на доходы физических лиц для налоговых агентов. Реализация данных положений законопроекта существенно усложнит налоговое администрирование и увеличит административные расходы.
Порядок вступления в силу федерального закона, не соответствует положениям статьи 5 Кодекса, устанавливающей особый порядок вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о налогах.
Учитывая изложенное, указанный законопроект Правительство Российской Федерации не поддерживает.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 4594п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 83262-6 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Оренбургской области"
Текст письма официально опубликован не был